Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Цифровая экономика в социальных сетях

..pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
20.11.2023
Размер:
8.95 Mб
Скачать

вующих бизнес-процессов. Цифровая трансформация российской экономики, помимо всего прочего, может стать прорывом в переориентации экспорта. Сегодня основную часть доходов России составляют экспорт добываемых ресурсов и черной металлургии. Диверсифицировать и увеличить доходы от экспорта возможно за счет экспорта услуг, наиболее развивающейся отраслью которых являются как раз цифровые технологии. В результате работы сделан вывод, что цифровая трансформация мировой экономики

вцелом и российской в частности является основным источником устойчивого и долгосрочного экономического роста.

Современный этап развития мирового сообщества характеризуется ускоренным развитием и внедрением цифровых технологий. Повсеместное проникновение Интернета, мобильных устройств, активный переход покупателей из оффлайн в онлайн-среду видоизменяет существующие бизнес-модели, способствует ускорениюростаэкономики исовершенствованию методовуправления финансовыми потоками. Сегодня цифровизация рассматривается

вкачестве стратегической задачи, которая должна в итоге стать качественным прорывом в развитии инноваций, общественных отношенийиимпульсомдляреальногосектораэкономики.

Цифровой переворот, который за последнее десятилетие охватил практически все отрасли и сферы деятельности общества, получил название цифровой трансформации. Цифровые технологии преобразуют способы социального взаимодействия: помимо реального мира, возник и виртуальный, активно соперничающий за время, которое в нем проводит человек. Кардинальные изменения происходят в политике, образовании, бытовой сфере и культуре. Граждане получают возможность использовать сервисы опера-

тивного доступа к различным государственным услугам, предлагающимрешениеобщественныхпроблемивопросов97.

97 Киселева Л.С., Семёнова А.А. Цифровая трансформация общества: тенденции и перспективы // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. – 2018. – №4 (34). – URL: https://cyberleninka.ru/ar- icle/n/tsifrovaya-transformatsiya-obschestva-tendentsii-i-perspektivy (дата обращения:10.03.2020).

61

Интернет оказывает значительное влияние и на экономику, на изменение подходов к деятельности бизнеса. Практически все отрасли подвержены цифровизации в той или иной степени. В первую очередь наибольшие изменения наблюдаются в сфере торговли, ритейла и финансовых услуг, но и производственная сфера активно использует современные технологии, позволяющие снизить издержки и повысить производительность. Цифровизация способствует интеграции как крупных, так и небольших региональных компаний в мировую экономику, активизирует конкуренцию на рынке, содействует возникновению и активному внедрению инноваций и технологий98.

Повсеместное проникновение цифровой трансформации сегодня характерно для всех регионов мира. Однако каждая из стран находится на разных этапах развития цифровой экономики, что обусловлено несколькими факторами. В первую очередь, это доступность подключения к широкополосной сети Интернет. Зачастую в развивающихся странах доступ в Интернет недешев и не предполагает быстродействия при работе с онлайн-сервисами. Вторым важным фактором являются цифровые навыки населения и уровень использования интернетуслуг. Данный фактор в основном вытекает из предыдущего, ведь обучаться работе с цифровыми сервисами, интернет-мага- зинами и возможностями медиаконтента можно лишь при стабильном соединении. Следующим параметром является уровень интеграции IT-инноваций в бизнес-среду. Как уже было отмечено выше, использование цифровых технологий позволяет повысить его эффективность. Для оценки данного показателя производится измерение оцифровки бизнеса и электронной коммерции. Кроме того, при оценке развития цифровой эконо-

98 Стародубцева Е.Б., Маркова О.М. Цифровая трансформация мировой экономики // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. – 2018. – № 2. – С. 7–15.

62

мики пристальное внимание уделяется возможностям цифровых государственных услуг99.

Российская экономика встала на путь всеобщей цифровизации с некоторым отставанием, потому, несмотря на активную работу государственных и частных компаний в части предоставления доступа в Интернет подавляющему большинству населения, по остальным параметрам Россия существенно уступает лидерам. Так, наибольшее отставание наблюдается в количестве компаний, имеющих собственный интернет-сайт (43 % российских компаний против 77 % компаний в странах ЕС), а также структуре компаний, использующих в своей дея-

тельности CRM-системы (10 % российских против 33 % компаний в ЕС)100.

Стремясь получить все преимущества, которые несет цифровая трансформация, многие компании сталкиваются с тем, что цифровое преобразование становится для них сложной задачей. Для ее достижения требуется создание четко сформулированной стратегии, которая бы соединила все разрывы между объектами трансформации, включая технологические процессы, используемую информацию, персонал и различные отделы101.

Большинство крупных компаний, в том числе банковского сектора, в связи с этим стремятся пересмотреть модели управления с целью обеспечения долгосрочной эффективной деятельности предприятия. Эксперты предлагают различные способы формирования данных моделей, наиболее распространенным

99Кошевенко С.В. Цифровая трансформация мировой экономики // Экономический журнал. –2018. –№ 3 (51). – С. 77–91.

100Семернина С.А., Сомина И.В. Цифровая трансформация бизнеса: зарубежный опыт // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. –2018. –№ 2. – С. 25–31.

101Стеблюк И.Ю. Бизнес-процессы в условиях цифровой трансформации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 3–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/biznes-protsessy-v-usloviyah-tsifrovoy- transformatsii (дата обращения: 18.09.2020).

63

из которых является назначение ответственных лиц руководством компании, которые бы занимались созданием специализированного инструмента трансформации предприятия102. В текущих условиях таким инструментом является цифровая платформа конкретного предприятия, разработанная с учетом всех особенностей бизнеса, которая бы осуществляла цифровизацию производства, продаж и обслуживания клиентов. Платформа предназначается не только для клиентов и внутреннего пользования, но и для других заинтересованных сторон: акционеров, контрагентов, партнеров103. Именно повышение эффективности взаимодействия всех указанных сторон является важнейшей целью функционирования цифровых платформ. Эффективность достигается путем взаимовыгодного инновационного развития, формирования экономики будущего и непрерывного технологического обновления104.

Цифровизация оказывает влияние на все компоненты экономического уклада. Так, цифровая трансформация в сфере промышленного производства получила название «Индустрия 4.0» и включает в себя широкий перечень трендов: роботизация производства, «Интернет вещей», облачные вычисления, большие данные, кибербезопасность и т.д. Эти новшества вызывают кардинальное изменение устоявшихся бизнес-моделей105. Особую значимость данный процесс принимает в развивающихся

102Полянин А.В., Головина Т.А., Вертакова Ю.В. Цифровая трансформация деятельности предпринимательских структур // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. –2018. –№ 4. – С. 636–645.

103Жилина И.Ю. Цифровая экономика и трансформация предприятий // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Серия 2: Экономика: реферативный журнал. – 2018. –№ 4. – С. 14–152.

104Кудбиев Ш. Методологические аспекты цифровой трансформации // International scientific review. –2020. –№ LXVII. – С. 29–36.

105Алтухова Н.Ф. Условия реализации цифровой трансформации

ворганизации // Экономика. Налоги. Право. – 2018. – № 2. – С. 70–74.

64

странах, экономика которых характеризуется недостатком инвестиций в цифровые технологии, несовершенством норматив- но-правовой базы и неразвитостью бизнес-среды. Именно промышленные компании являются фундаментом российской экономики на текущем этапе развития106.

Существенный эффект от внедрения инструментов «Индустрии 4.0» стоит ожидать в части управления производственными операциями. В капиталоемких отраслях промышленности, например при добыче газа, нефти, в тяжелой металлургии, новые технологии не повлекут за собой радикальной трансформации бизнес-модели, а лишь предоставят новые

возможности повышения эффективности деятельности предприятия107.

Для трудоемких отраслей промышленности потенциал цифровой трансформации заключается в повышении эффективности процесса производства за счет Интернета вещей, углубленной аналитики больших объемов данных, а также за счет максимальной автоматизации и роботизации. Наибольший эффект, по оценкам специалистов, можно получить в обрабатывающей промышленности, в связи с высокой трудоемкостью отрасли и технологическим отставанием России от ведущих стран в этом сегменте. Обрабатывающие производства могут получить эффект от цифровой трансформации на всех этапах создания добавленной стоимости, начиная от разработки и вывода на рынок новой продукции, синхронизации поставок сырья и производства и заканчивая контролем качества и сервисным обслуживанием108.

106Авдеева Е.С., Еризко В.В. Цифровая трансформация в экономике // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2018. – №13–1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-v-ekonomike (дата обращения:06.08.2020).

107Петров Д.С. Стадии цифровой трансформации предприятия // International Scientific Review. –2020. –№ LXVI. – С. 39–40.

108Позмогов А.И. Цифровая трансформация промышленного ком- плексаРоссии//Вопросыуправления.–2019.–№3(39).–С.149–154.

65

Таким образом, цифровая трансформация промышленных предприятий позволяет повысить эффективность и производительность труда, является основой для дальнейших изменений и совершенствований существующих бизнес-процессов. Важно отметить, что необходимость развития инфраструктуры традиционных производственных систем, возобновления капитальных активов, создания высокотехнологичных производств, несмотря на переход к новой цифровой реальности, остается. Внедрение элементов Индустрии 4.0 на сегодняшний день позволяет повысить эффективность существующих активов промышленных предприятий в среднем на 20 % путем снижения расходов на сырье, повышения качества продукции и ускорения технологического обновления производственных линий109.

Для достижения российской экономикой лидерства на пути к цифровой парадигме на государственном уровне должна быть сформирована целостная модель трансформации. Технологии конкретных предприятий, объединений, стран ЕАЭС, происходящие между субъектами процессы должны работать совместно для удовлетворения клиентов и рынка в целом. Только такой подход позволит максимизировать прибыльность предприятий, обеспечить высокий уровень обслуживания клиентов и выстроить продуктивные отношения между партнерами110. Процесс цифровой трансформации официально закреплен в РФ с 2017 года, когда правительством была утверждена государственная программа «Цифровая экономика РФ». В документе закреплены основные задачи и интересы государства по формированию национальной цифровой экономики. Основ-

109Трансформация промышленности в цифровой экономике – проектирование и производство / В.П. Куприяновский, С.А. Синягов, Д.Е. Намиот, Н.А. Уткин, Д.Е. Николаев, А.П. Добрынин // International JournalofOpenInformationTechnologies.–2017.–№1.–С.50–70.

110Куприяновский В.П., Добрынин А.П., Синягов С.А., Намиот Д.Е. Целостная модель трансформации в цифровой экономике – как стать цифровыми лидерами // International Journal of Open Information Technologies. – 2017. – № 1. – С. 26–33.

66

ной структурной единицей цифровой трансформации должны стать региональные хозяйственные комплексы, развитие ИКТ в которых значительно отличается от региона к региону111. Кроме того, многие сектора экономики, например сельское хозяйство, не в состоянии собственными силами обеспечить модернизацию и цифровизацию деятельности. Значительную роль для достижения поставленных целей должны сыграть интегрированные формирования, а также широкий набор государственной поддержки компаний и секторов, намеренных вступить на путь цифровых преобразований112.

Цифровая трансформация российской экономики, помимо всего прочего, может стать прорывом в переориентации экспорта. Сегодня основную часть доходов России составляют экспорт минеральных ресурсов и черной металлургии. Диверсифицировать и увеличить доходы от экспорта возможно за счет экспорта услуг, наиболее развивающейся отраслью которых являются как раз цифровые технологии113. Как уже отмечалось выше, в российских реалиях развитие передовых технологий связано с государственной поддержкой, в особенности для малого и среднего бизнеса. Крупным компаниям достаточно лишь ориентиров для развития, например, достаточными средствами для инновационного развития в отечественной экономике обладает банковский сектор. Они могут стать непосредственным источником цифровой трансформации или же источником финансирования данного процесса114.

111Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. Цифровая трансформация ре- гиональногохозяйственногокомплекс//Концепт.–2018.–№12.–С.21.

112Пукач А.М. Цифровая трансформация в молочнопродуктовом подкомплексе АПК // Вестник ОрелГАУ. – 2019. – № 4 (79). – С. 153–157.

113Копылов Д.А. Цифровая трансформация России: переориентация экспорта // ЭТАП. – 2019. – № 3. – С. 108–118.

114Панфилова Е.Е. Цифровая трансформация бизнеса: тренды и мо- дели//Московскийэкономическийжурнал.–2019.–№11.–С.312–319.

67

Цифровая трансформация оказывает значительное влияние на совершенствование бизнес-моделей банковского сектора: происходит трансформация традиционных денежных операций, активно используется интернет-банкинг. На сегодняшний день лишь своевременное инновационное развитие является возможностью устойчивого функционирования коммерческих банков. Ближайшие десятилетия ознаменуются ускорением цифрового развития сектора, и те структуры, которые наиболее эффективно будут управлять этими процессами, получат преимущество в конкурентной борьбе115. Первоочередной задачей цифровой трансформации банков является лучшее понимание потребностей клиентов, на основе чего формируется ценовая стратегия для населения и организаций, разработанная с учетом особенностей конкретного банка116.

Процессу цифровизации подвергаются и другие секторы. По мнению исследователей, уже сегодня активно идет процесс цифровизации системы права, основанный на использовании математических методов и других технологий, направленных на оптимизацию правоотношений117. Подобные процессы касаются и логистических систем, использующих искусственный интеллект, когнитивные вычисления, блокчейн, краудсорсинг и другие современные технологии118.

При переходе к цифровому обществу, в котором основой развития являются цифровая экономика и образование, возникает запрос на переход от традиционной системы образования

115Алексеева Д.А. Цифровая трансформация банковской системы // Известия СПбГЭУ. – 2019. – № 5–1 (119). – С. 159–162.

116Кощеев В.А., Цветков Ю.А. Цифровая трансформация банковского сектора // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2018. – № 4 (38). – С. 40–44.

117Карцхия А.А. Цифровая трансформация права // Мониторинг правоприменения. – 2019. – № 1 (30). – С. 25–29.

118Рахматуллина В.Р., Горшенин В.Ф. Цифровая трансформация закупочной логистики // Общество, экономика, управление. – 2018. –

4. – С. 40–45.

68

к цифровой. Образовательные организация должны выстраивать персонализированный образовательный процесс, насыщенный цифровыми технологиями. Данный подход позволяет перейти от освоения компетенций к освоению навыков в области специфических человеческих способностей, например способностей к экспертизе. Именно формирование у обучающихся новых образовательных результатов позволит преодо-

леть отставание в навыках решения сложных задач в среде, насыщенной ИКТ119.

Переход образовательных учреждений к работе по новой модели характеризуется появлением и постоянным использованием следующих составляющих:

личный виртуальный профиль обучающегося;

личный учебный план;

гибкая учебная среда

компетентностный подход.

Необходимость своевременного включения в технологическую революцию, осуществления необходимых для этого структурных маневров в экономической и социальной сфере ставит перед государством и обществом важнейшую задачу: переход к цифровой парадигме образования120.

На пути к цифровой трансформации отечественные компании сталкиваются с большим количеством проблем. Даже крупные корпорации и коммерческие банки, владеющие необходимыми финансовыми возможностями, вынуждены тормозить дальнейшее развитие по нескольким причинам:

– отсутствие нормативно-правовой базы цифровой экономики, необходимой институциональный среды и развитого финансового рынка;

119Уваров А.Ю. Модель цифровой школы и цифровая трансформация образования // Исследователь/Researcher. – 2019. – №1–2 (25–26). – С.22–37.

120Гарифуллин Б.М., Зябриков В.В. Цифровая трансформация бизнеса: модели и алгоритмы // КЭ. – 2018. – № 9. – С. 1345–1458.

69

недостаток квалифицированных кадров, необходимость переподготовки и повышения профессионализма работников в сфере ИКТ;

высокая цена обеспечения информационной безопасно-

сти и отсутствие единых стандартов оценки надежности хранения и обработки данных121.

После решения всех перечисленных проблем и окончательного перехода к тотальному цифровому обществу перед государством и экономикой сформируется новая задача. На- учно-технический прогресс и бурное развитие современных

технологий возобновят демократическое развитие общества, преодолев постсоциалистические противоречия122. Речь идет

опереходе в посткапиталистическое будущее, в котором за счет развития современных технологий, автоматизации, роботизации, сокращения рабочего времени граждане смогут получать безусловный базовый доход. Такие инициативы и пробные идеи уже были удачно опробованы в некоторых европейских странах. Цифровая трансформация в перспективе сможет решить основную проблему капитализма: противоречие между общественным трудом над производством продукции и капиталистической формой присвоения добавочной стоимости.

Таким образом, цифровая трансформация мировой экономики в целом и российской в частности уже сегодня является основным источником устойчивого и долгосрочного экономического роста. Потенциальный эффект от успешной трансформации для ВВП России к 2025 году оценивается в 4–9 трлн рублей, что составляет 20–35 % от общего прироста ВВП. Помимо повышения производительности труда и эффективности про-

121Савельева Л.А. Проблемы цифровой трансформации корпораций // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2019. – № 85. – С. 189–193.

122Тедеев А.А. Право, цифровая трансформация, цифровой посткапитализм (постановка проблемы) // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. – 2019. – № 12 (64). – С. 61–73.

70