Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!Учебный год 2024 / Veschnoe_pravo_45_voprosov_1.docx
Скачиваний:
25
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
213.86 Кб
Скачать

39. Гражданско-правовые способы охраны и защиты вещных прав: их виды и классификация.

Гражданско-правовая охрана вещных прав осуществляется с помощью всей совокупности гражданско-правовых норм, обеспечивающих нормальное и беспрепятственное развитие рассматриваемых отношений

Гражданско-правовая защита права собственности и иных вещных прав - более узкое понятие, охватывающее совокупность гражданско-правовых способов (мер), которые применяются к в нарушителям вещно-правовых отношений.

Она представляет собой часть более широкого понятия защиты гражданских прав, включающей как специальные вещно-правовые, так и общие гражданско-правовые способы (меры) защиты. Таковы, в частности, меры самозащиты вещных прав (ст. 14 ГК), неприменение судом противоречащего закону акта государственного органа или органа местного самоуправления (ст. 12 ГК), нарушающего вещные права, и др. В зависимости от характера нарушения вещных прав и содержания предоставляемой защиты в гражданском праве используются различные правовые способы, юридически обеспечивающие соблюдение интересов собственника или субъекта иного вещного права.

Для целей защиты вещных прав применяются и специальные способы защиты вещно-правового и обязательственно-правового характера. Указанное деление способов защиты права собственности уходит корнями в деление исков на вещные (actiones in rem) и обязательственные (actiones in personam) в римском праве (Классификация Новицкого).

При непосредственном нарушении вещного права (например, при похищении или ином незаконном изъятии вещи, при возникновении помех в ее использовании) применяются вещно-правовые способы защиты. Их особенности обусловлены абсолютным характером защищаемых прав, поскольку сами эти меры направлены на защиту интересов субъектов вещных прав от непосредственного неправомерного воздействия со стороны третьих лиц.

Поэтому, вещно-правовая защита осуществляется с помощью абсолютных исков, т.е. исков, которые могут быть предъявлены к любым нарушившим вещное право лицам. Объектами этих исков являются сохранившиеся в натуре индивидуально-определенные вещи (объекты вещных прав), ибо при их отсутствии (уничтожении, существенном повреждении или переработке и т.п.) вещные отношения прекращаются, а речь может идти о защите иных имущественных интересов потерпевшего с помощью предъявляемых к непосредственному причинителю вреда деликтных исков (п. 1 ст. 1064 ГК).

Это обусловлено самим существом вещно-правовой защиты, которая направлена на восстановление господства управомоченного лица над принадлежащей ему вещью, а не на присуждение (обязание) должника к определенному поведению (как обязательственно-правовая защита).

Российское гражданское право, следуя пандектной традиции, закрепляет два основных вещно-правовых иска: виндикационный (об истребовании вещи управомоченным лицом от ее фактического, незаконного владельца) и негаторный (об устранении нарушений вещного права, препятствующих использованию вещи ее законным владельцем, но не лишающих его владения вещью).

По мысли пандектистов, гражданско-правовая защита с помощью этих двух исков полностью исчерпывает все возможные случаи непосредственного нарушения вещных прав.

Однако последующее развитие, в частности появление категории недвижимости, привело к появлению наряду с указанными иных исков:

1) о признании вещного права;

2) об установлении сервитута;

3) об установлении границ земельного участка;

4) об освобождении имущества (вещей) от ареста;

5) об исправлении записи в государственном реестре прав на недвижимость (абз. 3 п. 2 Постановления Пленумов ВС и ВАС РФ г. № 10/22).

Согласно концепции развития гражданского законодательства, эти способы защиты планируется отнести к вещным. С этим не согласен Суханов, который считает необходимым отнести эти иски к видам исков о признании права (ст. 12 ГК РФ).

Важную особенность отечественного права составляет то обстоятельство, что классические вещные иски вправе предъявлять не только собственники и субъекты иных вещных прав (хозяйственного ведения и оперативного управления, сервитуарии, залогодержатели, субъекты прав пожизненного наследуемого владения и др.), но и субъекты обязательственных прав, связанных с владением чужими вещами (арендаторы, хранители, перевозчики, доверительные управляющие и т.д.), т.е. любые законные (титульные) владельцы вещей (ст. 305 ГК). Такая вешно-правовая защита правомочия владения (которое входит в содержание как вещных, так и обязательственных прав) может использоваться лишь в отношении третьих лиц, но не контрагентов по договору, с которыми титульный владелец находится в относительных (обязательственных), а не в вещных (абсолютных) правоотношениях.

Вместе с тем титульные владельцы чужих вещей в соответствии со ст. 305 ГК могут защищать свое право владения вещью даже против ее собственника. Однако договорные владельцы чужих вещей, например? арендаторы, состоят с их собственниками в обязательственных взаимоотношениях, в силу чего должны использовать обязательственные, а не вещно-правовые способы защиты своих прав. Если, например, арендодатель-собственник в нарушение договора не передает арендатору в установленный срок арендованное помещение, последний должен использовать не виндикационный (вещный), а обязательственный иск (п. 3 ст. 6 1 1 ГК), равно как и арендодатель вправе требовать от арендатора использования переданной ему вещи в строгом соответствии с условиями договора по обязательственному (ст. 619 ГК), а не по негаторному иску.

Зарубежный опыт:

Сложившаяся в Риме дуалистическая система средств вещно-правовой защиты характерна в настоящее время и для большинства европейских государств. Так, в Германии право собственности включает в себя два правомочия: право распоряжаться вещью по своему усмотрению, и право исключать такое воздействие со стороны всех третьих лиц (§ 903 BGB). Для реализации правомочия «исключения» собственник вправе заявить требования, предусмотренные § 985 и §1004 BGB: о выдаче вещи её владельцем и об устранении всех иных нарушений. Поскольку данные притязания основываются на праве собственности и направлены на его восстановление, можно сделать вывод, что по своей сути они совпадают с виндикационным и негаторным исками римского собственника.

Вещный иск о возврате владения вещью может быть заявлен собственником и в отношении контрагента - нанимателя или другого владельца, получившего вещь по договору. Но в этом случае владелец вправе защищаться посредством возражения о своем праве владения; такое возражение препятствует реализации притязания собственника (§ 986 BGB). Но если договор ничтожен либо срок его действия истек, то данное притязание осуществляется в полной мере.

Поскольку правомочие исключения существует и в ограниченных вещных правах (земельные и личные сервитуты, вещные обременения), их обладатели могут заявлять требования, установленные законом для защиты права собственности. Однако возможность прибегнуть к иску о возврате владения имеется только в отношении тех вещных прав, содержание которых включает владение чужой вещью (например, право узуфрукта).

Гражданское право Франции также обеспечивает вещно-правовую защиту права собственности (ст. 2229 ФГК), но в отличие от немецкого законодательства, в нем отсутствует прямое законодательное признание права собственника истребовать свое имущество из незаконного владения. Тем не менее, возможность заявления виндикационного иска признается как французской доктриной, так и судебной практикой. Помимо вещных исков собственник вправе применять и поссессорные иски в отношении недвижимости (ст. 2282-2283 ФГК).

Одна из последних по времени принятия зарубежных кодификаций - Гражданский кодекс Квебека - наряду с традиционными исками собственника об истребовании имущества в порядке виндикации и об устранении иных препятствий в осуществлении права (ст. 953) предусматривает для обладателей всех вещных прав возможность заявлять иски о признании своего права (ст. 912). Кроме того, как собственник, так и обладатели ограниченных вещных прав могут прибегнуть к владельческой защите, которая предоставляется для возврата владения или прекращения его нарушения (ст. 929) в случае непрерывного владения вещами в течение года до правонарушения. Причем, в соответствии со ст. 1125 кодекса требование владельца о прекращении противоправных действий может быть обращено и к титульному собственнику.

Соседние файлы в папке !Учебный год 2024