Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Роль фаворитизма в социальном процессе

..pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
1.53 Mб
Скачать

нией, А.И. Фурсовым. Портреты фаворитов современной внутрироссийской политики регулярно освещаются М. Делягиным и собраны в его монографии6. Наша задача значительно скромнее:

всфере абстрактно-всеобщего изложения понятия фаворитизма

вцелом представить ролевой и типологический аспект отношения к фаворитизму; в аспекте конкретно-всеобщего: выявить временную динамику отношения к фаворитам и фаворитизму ролевых и нравственно-типологических групп, в социальном пространстве регионов и во временной динамике современной России. Эта часть задачи сравнения социальных практик рассматривается во второй части на материалах серии конкретносоциологических исследований.

Анализ фаворитизма нами представлен через перекрестную критику латентного феномена в перекличке времен с позиций ролевых групп и групп, различных по социально-этическому сознанию. Приближение к социальной реальности исследования осуществлено включением пространственно-временных и соци-

ально-профессиональных характеристик фаворитизма, представленных рядом публикаций в периодических изданиях7.

Подобно тому, как при всевластии денег невозможно уничтожить коррупцию, можно лишь понизить ее уровень (системой санкций, правом ограничения корыстолюбия и одобрения бескорыстия идеологией), точно так же в человеческом сообществе возможно ограничение случаев фаворитизма лишь в ситуации трудового конфликта на микроуровне. Зачастую сложно аннигилировать доминантную роль фаворита, но можно регулировать уровень его ограничения.

6Делягин М. Светочи тьмы. Физиология либерального клана. От Гайдара

иБерезовского до Собчак и Навального. – М.: Книжный мир, 2016. – 800 с.

7Парамонова С. Динамика морального сознания (Введение в социологию морали). – LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. – 443 с.;

Парамонова С.П. Симбиоз лидера и фаворита в социальной структуре групп // Дискуссия. – 2012а. – № 7 (12). – С. 75–81; Парамонова С.П. Феномен фаворитизма в понимании социальных групп Прикамья // Фундаментальные исследо-

вания. – 2012. – № 9(1). – С. 130–134.

11

Понимание мотивов действий фаворитов может способствовать раскрытию гендерных, стратификацонных аспектов феномена. При системном подходе к обработке данных об отношении ролевых групп респондентов к фавориту, сторона исследования отношений позволит определить общие черты, наличие и действие (функционирование) в коллективе каналов института фаворитизма. Выявление общих и особенных черт фаворитизма реализуется в исследовании критикой ролевыми группами и группами по типу социально-этического сознания явлений фаворитизма.

Является ли фаворитизм сущностным свойством социальных систем или случайным явлением? Выполняет ли он служебную или вспомогательную функцию? Какую функцию именно? Дюркгейм объяснял социальное, исходя из общества. Люди действуют в обществе, руководствуясь не инстинктами, а на основе сознания. Коренной вопрос – доступ к общественным благам: материальным и символическим. Фавориты, припавшие к источникам общественного богатства, омертвляют жизнь народа.

Фаворитизм – институт-установление, это утверждение единого санкционированного типа связи в социальном поле любой определенной общности. Латентно под фаворитизмом рассматривается единый тип предпочитаемых идей и соответствующих им отношений в обществе.

12

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА ФАВОРИТИЗМА.

ИНСТИТУТ ФАВОРИТИЗМА – ПОСТОЯННО ВОСПРОИЗВОДЯЩАЯСЯ КОНСТРУКЦИЯ

Фаворитизм как универсальная характеристика взаимодействий – архетип безличной силы, действующей в обществе. Вместе с тем он представляет собой не «божественную силу», а подвижные коммуникативные связи людей – сети. Следует исходить из того, что фаворитизм – одна из базовых норм социального целого и означает утверждение единого санкционированного типа связи на всех уровнях социальной структуры общества. В коммуникации, по Дюркгейму, связь осуществляется через непрерывное групповое влияние на личность, воздействие нормативно регулируемых групповых связей на поведение человека. Фаворитизм – тип связи, формирующий социальное поле не столь формально – «мягкой силой», но жестко регулирующий отношения коллективов (сообществ) через санкции. Под понятие фаворитизма латентно подпадает сеть индивидов, групп и общностей, которая способствует сцеплению элементовобществавединоесанкционированноесоциальноеполе.

Фаворитизм в самом общем смысле – ситуация, когда в коллективе, обществе всеми жизненно важными сферами заправляют любимцы. Лидер, правитель, влиятельное, могущественное лицо выделяет в поле социальных взаимодействий тип необходимого ему фаворита. Лидер (от английского leader – ведущий, руководитель). Глава политической партии, общественной организации и трудового коллектива, религиозной общности, семьи и других организаций; лицо, пользующееся большим авторитетом в какой-либо группе 8. Однако в том, что «окруже-

8 Н. Луман отмечал, что на вопрос «можно ответить, только прибегнув к самоописанию, к внутренней тематизации идентичности системы в системе». Луман Н. Введение в системную теорию / пер. с нем. К. Тимофеева. – М.: Логос, 2007. – С. 15.

13

ние делает короля», велика роль фаворита, влияющего в этом процессе и на лидера, на его ближайшее окружение, и на толпу. Например, эпоха подъема и развития особенно после Второй мировой войны требовала в СССР/России пассионариевсподвижников. Такие качества проявлялись и поднимали наверх создателей вузов, организаторов предприятий, заводов, сельскохозяйственных предприятий, деятелей науки. Большая эпоха требовала и лидеров-организаторов крупного масштаба.

Соответственно, в теории познания и методологии анализа социальных процессов звучали оптимистичные мотивы развития. Иное дело, когда общество совершает попятные движения, тогда и философия меняет ориентации с теории общества как законов направленного процесса развития материи на цикличность развития социума, заявляет, что нет ничего вечного в подлунном мире, и в таких концепциях преобладает рационализирующий скептицизм и пессимизм.

Исходя из концепции Ю. Хабермаса, роль лидера системна. Формальная структура объединяет деятельностью социальную организацию. Лидер проявляет себя в деятельности. Социальная интеграция элемент организации деятельности. Имеющий преимущества человек (лидер) решает поделиться ими с другим человеком в надежде получить от него поддержку взамен.

Фаворит – носитель и инициатор отношений фаворитизма. Он играет роль проводника между лидером и коллективом, лидером и массой. Функция фаворита – создание управляемого санкционированного социального поля. На категориальном уровне феномен фаворитизма можно рассмотреть через «теневую теорию», концепцию приращения нового качества в системе. А именно сочетание формального и неформального при раскрытии природы фаворитизмаможеткристаллизоватьсявразныеклассыотношений.

Фаворит выражает функцию интегратора и интерпретатора. Поэтому окружающие ищут связи с ним. Фаворит инструментален в той степени, в какой он является средством поддержания персонифицированного лидерства. Если ожидания не подтверждаются,

14

то фаворитов можно тасовать или отодвигать на края группы (в никуда). Еслифаворитотодвинут, этоозначаетего падение.

Грань, где лидер находится в зависимости от фаворита, просматривается в гегелевской диалектике раба и господина. Иногда советники предлагают способы решения общественных целей как цели, выдвинутые самим лидером. Вкладывая свои идеи в уста правящего лица, фавориты-советники реализуют личные интересы. Здесь фаворит играет ведущую роль по отношению к лидеру. Поэтому лидер не будет афишировать роль фаворита, в таком случае слишком ясно виден не столь высокий уровень самого лидера. Для окружения лидером всегда подчеркивается, что фаворит действует и работает во имя общих высокоморальных целей.

Фаворитизм многолик. Исторически наглядно была видно значение религиозных институтов в обществе. Фаворитизм просматривается через религиозную составляющую общества. Поскольку фаворитизм существует в формах конфессий, например Христос и двенадцать апостолов, то это доказывает необходимое присутствие и существование фаворитизма. Фаворитизм – многоуровневое эшелонированное явление.

Необходимо выявить внутреннюю связь между формальными и неформальными институтами общества, между структурой и коммуникацией, следует выделить механизмы способа отношений лидера и фаворита.

Конструкты первого порядка – социологические. Как многоуровневое явление фаворитизм нельзя сводить только к рациональности, как отмечал М. Шелер, вступая в дискуссию с М. Вебером9. Обладание свойством склонности к фаворитизму можно сопоставить с такими сущностями, как интеллект, интуиция, чувственность. Точно так же, как интеллект потенциал того, что человек может достигнуть в науке, фаворитизм – потенциал того, что человек может достичь в политике, искусстве и в других сфе-

9 Шелер М. Проблемы социологии знания. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011. – 304 с.

15

рах жизнедеятельности: в коллективе, в ближайшем окружении, в обществе. Подобно тому, как интеллект – это способность выбирать правильный путь решения задачи, например, оперируя простейшими функциями решить задачу в математике и выработать шаблонный путь решения, так и фаворитизм – это способность достичь признания в обществе, например, пользуясь простейшими приемами, добиться успеха и выработать стереотипный набор действий, которые следует для этого применять.

Если дальше проводить аналогии, то можно заметить, что ни одно научное достижение не обходилось без фактора удачи, так и фаворит не может реализоваться без банального везения при расположении близости к первому лицу. Как научное открытие может погибнуть (или остаться втуне) из-за нехватки средств, финансирования, так и фавориту не всегда предоставляется возможность достичь желанных целей по второразрядности его способностей как личности, при смене власти, отверженностью коллективом вследствие смены лидера. Фаворитизм настолько разлит по всем структурам общества, настолько принят в игре взаимоотношений, что воспринимается как привычное состояние общества. Лишь тогда он вызывает недовольство, ропот, протестные выплески на улицы городов, когда противостоит интересам слоев, групп, индивидов, что особенно видно на примере раскрытия коррупции целых правящих кланов внутри правительств, партий, персоналий, высвечиваемых СМИ в предвыборных кампаниях.

Не всегда можно точно сказать, закладываются ли качества фаворита с детства или приобретаются в процессе жизни (мы не можем этого сказать и об интеллекте), но, судя по всему, в какойто степени свойства фаворита человек может развивать с помощью, вероятно, каких-то несложных упражнений в семейных общностях. Скорее всего, имиджмейкеры пользуются такими техниками в выборных кампаниях.

Если проследить роль фаворитизма на протяжении предшествующих веков вплоть до сегодняшнего дня, то это во многом позволит убедиться в том, что, отношения людей в значитель-

16

ной мере подвержены воздействию фаворита на ход истории. Это явление содержит нечто, способное двигать события, вершить судьбы; управлять странами и государствами, в конечном счете – жизнями людей. Фаворитизм несет стратегический энергетический потенциал, но при смене ситуации его социальная адресная направленность превращается в антагонизм по отношению к творческой личности.

Массовым сознанием быстро овладевает дух фаворитных идей. Сам тип потребительских отношений охватывает многочисленные слои общества от министров до учительниц. Для этого ведется обесценивание науки, морали, защиты самой жизни человека в социуме. Социология фиксирует распад нравственности под видом создания новой бихевиористски ориентированной ситуативной морали. В прогностических и футурологических проектах под видом экологической безопасности выдвигаются идеи нулевого цикла роста производства как способ ухода от приоритетной в недалеком прошлом идеи прогресса и оптимистичной концепции развития.

В аудиовизуальной среде российского общества звучат мотивы циклического возврата к традиционной культуре. Объективное деперсонифицированное изучение естественно-исторического и соци- ально-исторического процесса обесценивается постмодерными теориями. Интерес постмодернистов поворачивается к субъекту, поскольку он начинает форматировать историю: социальный и технический мир, включающие наработанные человечеством мощныесредствапроизводствапосвоимсубъективным«калькам».

Фаворитизм – это форма самоутверждения субъекта, достигшего высокого статуса в окружении лидера. Самосохранение и самоутверждение фаворита выражается в наличии привилегий. Привилегии создают ауру повышенного доброжелательного внимания окружающих, охраняют фаворита от критики, негативных реакций в его сторону, но самое существенное – открывают возможность реализации и практического осуществления предлагаемых фаворитом инициатив.

17

В полете смелой фантазии фаворит может предложить изощренный прогноз создания той или иной коллективной общности. Фаворит может манипулировать не только теорией. Он может форматировать социальное пространство на основе собственного видения мира. Фаворит может не только выдвинуть идею, но и реализовать агрессию в контролируемом им спектре социальной реальности. Так, основатель фирмы «Де Бирс», Сесил Родс, в конце XIX – начале XX века, достигнув могущества в контроле над мировым алмазным бизнесом, понял, что средства следует вложить в создание партии: поколения будут уходить, а организация останется навсегда. Реализацию его воображения находим в анализе Ханны Арендт10. Можно поддержать постулат Х. Арендт об оперировании самой реальностью фаворитом.

«Де Бирс» до сих пор контролирует алмазный бизнес. Во время Второй мировой войны гитлеровской Германии нужны были алмазы для технических нужд. Англия находилась в противостоянии воюющему противнику: ни «Де Бирс», ни СССР не поставляли необходимое сырье. Германия вынуждена была перекупать бразильские алмазы11.

Принцип предпочтения заключается в том, что при наличии прочих одинаковых условий лидером выбирают того, кто владеет более высокими свойствами в сравнении с фаворитом. Вокруг лидеров складывается ядро последователей. При этом, чем больше различия в силе обладания фаворитными качествами, тем меньшее зна-

10«“Экспансия – это все”, – сказал Сесил Родс и впал в отчаяние, ибо каждую ночь он видел над собой “эти звезды… эти необъятные миры, которых нам никогда не достичь. Я аннексировал бы планеты, если бы мог”. Он открыл движущий принцип новой империалистической эры, …но тут же, в минутном прозрении, Родс разглядел исконное безумие этого принципа, его противоречие человеческой природе. Естественно, ни это прозрение, ни его грусть не изменили его политику. Ему ни к чему были проблески мудрости, столь далеко уводящие от нормальных способностей честолюбивого бизнесмена с заметной склонностью к мегаломании». Арендт Х. Истокитоталитаризма. – М.: ЦентрКом, 1996. – С.186.

11De Conspiratione / О заговоре: сб. монографий / сост. А.И. Фурсов. – 3-е изд. – М.: Товарищество научных изданий КМК. 2015. – 522 с.

18

чение приобретают прочие составляющие: умение предвидеть, проецироватьситуацию, предупреждатьобопасностилидера12.

Фаворитизм как антиобщественное явление возникает тогда, когда нарушается принцип предпочтения, принятый в сообществе, то есть выбор навязан вспомогательными условиями и обязательствами. Одной из наиважнейших задач общества является контроль над соблюдением принципа выдвижения на основе предпочтения на всех уровнях управления – от самого низшего до самого высшего, то, что обычно принято считать социальным порядком. Когда определены каналы престижа и продвижения, в этом случае появляются ориентиры развития, появляются границы состязательности способностей, аихнарушениезамещаетсястихиейфаворитизма.

Не будет упрощением утверждение о том, что фаворит – особая характеристика личности. Фаворит выглядит в глазах нижестоящих то избранником фортуны, то манипулятором, достигающим могущества через влияние на сильных мира сего. С ним считаются как с реальной силой. Фаворитизм в явлении обнаруживает себя как социально-психологический феномен, в сущности же выражает тип санкционирующей социальной связи, заставляющей избранных целенаправленно и жестко играть роль как в глобальных политических сообществах, такиузкомкругу, вколлективе.

Функция латентного санкционирования социального поля определяет позиции «свой – чужой», «наш человек – не наш человек»13. Психологически отрицательная, неприязненная энергия выливается в группах на «изгоя». На его стороне никто не стоит. Он беззащитен. Отношения в группе никем свышене регулируются.

12Назаретян А.П. отмечает: «Устремленность в будущее столь же глубоко закодирована в обобщении, как его социальная адресованность и его сослагательная подоплека». Назаретян А.П. Нелинейное будущее. О прогнозировании в шутку и всерьез // Temnyjles.narod/ru Nzrtn. – URL: http//Prognosi.htm (дата обращения: 20.03. 2016).

13«Свое» и «чужое» в культуре. «Our» and «Alien» in Culture: материалы

XI Международнойнаучнойконференции(г. Петрозаводск, 22–24 июня2017 года) / отв. Н.Г. Урванцева; Министерство образования и науки Российской Федерации. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2017. – 262 с.

19

В песне В. Высоцкого «Охота на волков» звучит гимн людямантисистемщикам, которых «взяли в кольцо» сбившиеся временщики, фавориты, маргиналы и конформисты, создали «общественное мнение». Некоторыебезнаказаннотравятизгоя.

Умение понимать и предопределять ситуацию и овладевать ею является основным свойством фаворита. Представления П. Бурдье о habitus(е) показывают динамизм субъекта, который конструирует социальную реальность или он выносится наверх стихийными силами социума14. Здесь обнаруживается тот факт, что место субъекта фаворитизма в социальном поле не случайно. Это понимание позволяет исследовать «механизма» фаворитизма. Исследование фаворитизма – это соединение в теоретических конструктах двух уровней реальности онтологии и гносеологии, реализма и номинализма, нарратива и дискурса, содержания и контекста ситуации.

Переломные эпохи характеризуются острым всеобщим интересом к доктринам первых и вторых лиц в государстве. Фаворитизм – социальная связь, вскрывающая связь концепций с ее реальными носителями. Лишь на первый взгляд кажется, что это исключительно социально-психологическое или психологическое явление. На ум приходят великие фаворитки и временщики прошлого. Однако если бы это касалось лишь судеб коронованных особ, их окружения и привязанностей, то это было бы их личным, внутренним делом. От Средневековья до современности летели головы с плеч: от наветов Cигебритты при Христиерне II, в 1520 году, короновавшемся на «тройственный титул короля датского, шведского и норвежского», неизменно верного идее уничтожения дворянства, который решился на меры, достойные Нерона. Это и масштабные действия в Варфоломеевскую ночь, и в этот же исторический период отправлялись под лед жители Великого Новгорода при правлении Ивана Грозного. Можно было бы признать это

14 Бурдье П. Оппозиции современной социологии // Социологические исследования. – 1996. – № 5.

20