Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Территориальная дифференциация защищённости занятости населения постановка проблемы

..pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
1.29 Mб
Скачать

ев общества по шкале «бедность – богатство» (бедные, малообеспеченные, средние и богатые), на которой распределила 11 страт, плавно переходящих друг в друга, различающихся по уровню благосостояния.

Проведенные Н.Е. Тихоновой социологические исследования распределения представителей различных страт по типам поселений позволили ей получить данные, из которых следует, что наибольшее количество бедных и малообеспеченных людей проживает

вселах и малых городах. Население, среднее по уровню дохода, преобладает в поселках городского типа, средних и крупных городах, наибольшее количество богатых проживает в средних, крупных городах и мегаполисах. В поселках городского типа (пгт) указанная категория жителей отсутствует41.

Стратификация населения, проживающего в различных типах населенных пунктов, проявляется еще и в том, что в крупных городах больше возможностей для дополнительного получения доходов. Например, Н.Е. Тихонова и А.А. Тихонов опубликовали данные, согласно которым в мегаполисах, даже без учета подсобного хозяйства, дополнительные виды доходов имеют 45 % жителей, а в малых городах и селах – 30 % 42.

При этом на локальных рынках труда наблюдается избыточное предложение рабочей силы, что приводит к ослаблению переговорных позиций претендентов на работу в отношениях с работодателями43.

Н.Е. Тихонова последовательно проводит мысль о том, что

вРоссии «даже для работающего населения огромную роль в опре-

41Тихонова Н.Е. Социальная стратификация в современной России: опытэмпирического анализа. М.: Изд-воИн-тасоциологииРАН, 2007. С. 113.

42Тихонова Н.Е., Тихонов А.А. Уровень жизни россиян и их «запас прочности» для самостоятельного решения своих проблем // Социальная политика и социальные реформы глазами россиян / под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. М.: Изд-воИн-та социологииРАН, 2007. С. 16.

43Тихонова Н.Е. Малообеспеченность в современной России. Причины и перспективы // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 8.

31

делении масштабов социальных неравенств играют неравенства внеклассового характера, связанные, прежде всего, с регионом проживания, отраслью занятости, типом населенного пункта и т.п.»44.

Обосновывая актуальность проведения социологических исследований в сфере труда, коллектив ученых института социологии РАН под руководством В.А. Ядова заостряет внимание на том, что «в России единообразия правил и практик трудовых отношений нет и реально быть не может в силу различий по отраслям производства (и сферы обслуживания), вследствие глубокой “ анклавизации” России, где наряду с мегаполисами своей жизнью живет так называемая глубинка…» 45.

З.Т. Голенкова, Е.Д. Игитханян и их коллеги указывают на то, что изменения в сфере труда происходят в масштабах определенных социальных пространств, в качестве которых выступают регионы, а также отдельные населенные пункты – города и села. Обосновывая актуальность исследования тенденций трудовой занятости в регионе, коллектив вышеупомянутых авторов отмечает, что модификация социальной структуры в различных регионах страны влияет на ее регионализацию, а это ведет к усилению процессов социального расслоения и, следовательно, неравенству различных групп населения в регионе в зависимости от профессиональноквалификационной структуры, применяемых этими группами адаптационных стратегий и т.д.46

С точки зрения перечисленных авторов, регионализация является существенной ступенью социально-экономического развития, поэтому необходим сбор эмпирических данных и на этой основе

44Тихонова Н.Е. Низший класс в социальной структуре российского общества // Социологические исследования. 2011. № 5. С. 27.

45Барделебен Дж., Климова С.Г., Ядов В.А. Становление трудовых отношений в постсоветской России (Социологический анализ пяти случаев российскогоменеджмента всравненииспрактикой КанадыиГермании). С. 6.

46Трудовая занятость в регионе: социальные характеристики и тенденции развития / З.Т. Голенкова [и др.]. // Россия реформирующаяся. Ежегодник / отв. ред. М.К. Горшков. М.: Изд-воИн-тасоциологииРАН, 2009. Вып. 8. С. 168.

32

изучение особенностей социальных аспектов трудового поведения населения в отдельных регионах Российской Федерации. С учетом этого особенностью предметного поля становится выявление широкого спектра проблем, связанных с противоречиями формирования характеристик трудовой занятости в регионах, более содержательное осмысление этого многоаспектного понятия47.

А.Н. Красилова, оценивая неравенство населения России, провела эмпирический анализ распределения социального капитала в России в зависимости от типа населенного пункта. Для этого были использованы индикаторы социального капитала, такие как финансовое благополучие и бытовые условия, занятость, здоровье, образование, наличие жилья и возможность решать правовые вопросы. В результате проведенных исследований А.Н. Красиловой была выявлена прямая зависимость уровня социального капитала граждан России от размера поселения, в котором они проживают. Расчеты показали, что наименьшим является значение индекса социального капитала населения России, проживающего в сельской местности и поселках городского типа. Затем индекс растет в следующей последовательности: города, областные и республиканские центры, мегаполисы. Следует отметить, что, по мнению А.Н. Красиловой, на индекс социального капитала значительное влияние оказывают такие составляющие, как финансовое благополучие и занятость48.

П.М. Козырева, З.Е. Дорофеева опубликовали материалы исследований, проведенных в 1998–2006 годах, согласно результатам которых жители сельской местности в большей степени встревожены угрозой потери рабочего места, чем горожане. Среди горожан на момент исследования повышенная тревожность по поводу возмож-

47Социальные проблемы трудовой занятости в регионах Российской Федерации / З.Т. Голенкова [и др.]. С.6.

48Шкаратан О.И. Социально-экономическое неравенство и его воспроизводство в современной России. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.

С. 220–227.

33

ной потери работы наблюдалась у работников предприятий провинциальных городов и поселков. Жители региональных центров и других крупных городов по поводу потери работы тревожились меньше всего. Что касается уверенности в способности найти новую подходящую работу, обеспечивающую приемлемый уровень жизни, в случае потери рабочего места, среди жителей села значительная часть опрошенных считали, что они не смогут найти новую, подходящую по уровню оплаты работу. При этом жители региональных центров были убеждены, что способны успешно решить проблему трудоустройства. Их уверенность в способности найти новую работу намного превосходила уверенность жителей других городов и поселков (49,6 против 39,1 и 26,6 % соответственно)49.

И.В. Соболева, Л.Д. Лакунина также указывают на территориальное неравенство населения городов по критерию «социальная защищенность». Социальная защищенность, по мнению этих авторов, это «важнейшая составляющая качества жизни населения, характеризующая стабильность его социально-экономического положения, уверенность в будущем, действенность и доступность механизмов защиты от рисков»50.

И.В. Соболева и Л.Д. Лакунина отмечают, что крупный город обеспечивает проживающему в нем населению большую социальную защищенность в связи с более высоким уровнем защищенности на рынке труда. В крупном городе работники уверены в своих возможностях подыскать другую подходящую работу при потере ра-

49Козырева П.М., Дорофеева З.Е. Общее и особенное в адаптации горожан и селян к радикальным трансформациям // Модернизация социальной структуры российского общества / отв. ред. З.Т. Голенкова. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2008. С. 78–79.

50Соболева И.В., Лакунина Л.Д. Социальная защищенность в сфере труда: тенденции распределения и зоны уязвимости // Общество и эконо-

мика. 2010. № 1. C. 101–124.

34

бочего места. Эта уверенность возрастает прямо пропорционально размерам населенного пункта51.

Территориальный аспект дифференциации защищенности занятости населения и изменения его социальной структуры в определенной мере охватывает проблему маргинализации населения. Например, возникновение маргинальной группы «постспециалистов» (по терминологии И.П. Поповой), наряду с влиянием профес- сионально-отраслевого фактора, связано с тем, что работники маленьких и средних городов со свертываемой монопромышленностью, лица, проживающие в трудоизбыточных и депрессивных регионах, «имеющие высокий уровень образования, опыт работы, высокий социально-профессиональный (в том числе и должностной) статус, большие притязания в отношении работы», в условиях сокращения рабочих мест на этих территориях теряют социальную перспективу, становятся безработными или вынуждены переходить на неполную занятость, менять свой социально-профессиональный статус. При этом безработица и вынужденная неполная занятость являются главными маргинализирующими факторами, размывающими их социально-профессиональный статус52.

Особенно широкое распространение явление скрытой безработицы, или полузанятости-полубезработицы, получило в сельской местности, где труд отличается сезонностью. Только работники бюджетной сферы, проживающие в сельской местности, и работники животноводческих отраслей имеют полную занятость. Почти все остальные категории работников, включая квалифицированных механизаторов, не могут быть уверенными в завтрашнем дне. Практически все категории работников сельскохозяйственных предпри-

51Соболева И.В., Лакунина Л.Д. Социальная защищенность в сфере труда: тенденции распределения и зоны уязвимости. C. 101–124.

52Попова И.П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования) // Социологические исследования.

1999. № 7. С. 69.

35

ятий крайне низко оценивают свои шансы найти новое место работы в случае потери прежнего53.

Проблемы стратификации населения, обусловленные типом поселения, поднимаются и молодыми учеными при подготовке

изащите диссертаций в рамках развития как столичных, так и региональных научных школ.

Интересной для понимания поселенческой стратификации населения является работа Г.А. Ястребова, в которой описаны особенности социального воспроизводства в поселениях разного типа. По мнению Г.А. Ястребова, тип поселения, в котором проживают индивиды, оказывает влияние на выбор ими направления деятельности. Согласно результатам проведенного исследования выходцы из крупных городов в большей степени, чем выходцы из сельской местности и малых городов, ориентированы на творческие профессии и управленческую деятельность, соответственно, качество занятости населения крупных городов выше, быстрее темп социального продвижения активной части населения54.

А.В. Аникиным исследована профессиональная структура занятого населения страны и выявлены диспропорции в квалификационном составе кадров по типам поселений, продемонстрирована «закономерность концентрации работников нефизического труда, обладающих высокой квалификацией, в крупных городах при одновременном сосредоточении работников физического труда с низкой

исредней квалификацией в малых городах и селах»55.

А.В. Аникин сделал вывод о влиянии фактора поляризации рабочей силы по характеру и содержанию труда в типах поселений,

53Муханова М.Н., Хагуров А.А. Социальная структура аграрного сообщества в России в условиях транзитивных перемен // Модернизация социальной структуры российского общества / отв. ред. З.Т. Голенкова. – М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2008. С. 195–231.

54Ястребов Г.А. Воспроизводство социально-профессиональных групп в современной России // Мир России. 2009. № 2. С. 127−128.

55Аникин А.В. Динамика и социально-демографические особенности

формирования профессиональной структуры российского населения в 1990– 2000-егоды: автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2011. С. 6.

36

отличающихся друг от друга по численности населения, на создание дополнительных препятствий, оказывающих отрицательное воздействие на развитие российской экономики.

В одной из своих последних работ А.В. Аникин обосновывает идею о том, что в современных условиях пространство профессиональных статусов российского общества структурируется не принятой в советское время дихотомией «город – деревня», а применительно к региону системой, состоящей из трех частей: «крупный город (областной центр) – малый город (город) – деревня (поселок городского типа – село)»56.

Указывая на недостатки в планировании развития регионов на государственном уровне, А.А. Победин отметил, что «от внимания исследователей и государственных деятелей часто ускользает понимание того, что проблемы территориальной неоднородности возникают на уровне не только страны в целом, но и отдельных регионов. В составе одного субъекта РФ могут быть десятки муниципальных районов и городских округов, которые, в свою очередь, включают в себя городские и сельские поселения. Территориальные различия на уровне России в целом велики, но они не менее значительны и на уровне республик, областей, краев и других субъектов РФ»57.

А.А. Победин справедливо указывает на то, что благополучие страны зависит от благополучия ее регионов. В свою очередь, успешное социально-экономическое развитие субъекта РФ складывается из поступательного развития отдельных муниципальных образований в составе страны58.

56Аникин А.В. Модернизационный потенциал профессиональной структуры занятого населения России // Общество и экономика. 2011.

11–12. С. 1–20.

57Победин А.А. Политика регулирования внутрирегиональной дифференциации социально-экономического развития (на примере Свердловской области): автореф. дис. … канд. экон. наук. Екатеринбург, 2008. С. 3.

58Там же. С. 3.

37

В своей работе, выполненной под руководством профессора И.Д. Тургель, А.А. Победин обосновал содержание и специфику феномена внутрирегиональной дифференциации и решил ряд прикладных задач: разработал методику оценки и прогнозирования территориальной дифференциации социально-экономического развития муниципальных образований; провел комплексную оценку внутрирегиональной дифференциации в Свердловской области; обосновал рекомендации по формированию политики регулирования внутрирегиональной дифференциации социально-экономи- ческого развития применительно к Свердловской области.

Мы подробно остановились на этой работе в связи с тем, что она носит комплексный характер, но вынуждены констатировать, что такой важный фактор, влияющий на остроту диспропорций дифференциации территорий, как занятость, в автореферате не был упомянут ни разу.

Следует отметить, что в дальнейших работах проблема территориальной занятости населения А.А. Побединым все-таки затрагивается. Например, он указывает на то, что количество безработных является социально-экономическим индикатором развития муниципального образования, что затем демонстрируется на примере муниципальных образований Свердловской области. В работе доказывается, что, с одной стороны, высокая безработица сопровождается резким обострением социальных проблем, с другой – ее первопричиной является стагнация в экономическом развитии59.

Неоднородность муниципальных образований и связанные с этим проблемы их развития и дифференциации жителей по территориальному признаку поднимаются в работах И.А. Коха. По результатам своих исследований И.А. Кох констатирует факт, что города с населением до 100 тыс. жителей, которые он относит к кате-

59 Победин А.А. Внутрирегиональная дифференциация муниципальных образований как проблема социально-экономического развития Свердловской области // Научный вестник Академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. 2010. №13. С. 100–116.

38

гории «малые города», играют значительную роль в развитии страны, так как их насчитывается более 3 тыс. и в них проживает более 40 млн человек.

Вместе с тем всего 9,3–16,5 % от числа опрошенных жителей малых городов Свердловской области считает их перспективными для жизни, тогда как крупный город Екатеринбург считают перспективным 31,7 % жителей. Сельскую местность считают перспективной для проживания только 12,5 % опрошенных, что также является очень низким показателем.

Оценка возможности трудовой активности для инициативных людей варьируется от 5,2 (в Североуральске) до 27,6 % (в Екатеринбурге). В сельской местности этот показатель равен 12,5 %. К преимуществам малых городов и сельской местности относится «красивая природа».

При оценке своего материального положения и материального положения своей семьи удельная доля жителей, у которых «денег не хватает на повседневные затраты», в сельской местности и малых городах оказалась гораздо больше, чем в областном центре. Значительное количество жителей малых городов, за исключением Асбеста, считают, что «на повседневные затраты уходит большая часть денег». Причем в сельской местности и малом городе Качканаре этотпоказательпочтивдва раза выше, чемв Екатеринбурге60.

В своей диссертации Т.В. Зайниева также приводит конкретные данные, доказывающие тенденции зависимости уровня безработицы от величины населенного пункта61.

60Кох И.А. Социокультурное развитие малых городов. Социокультурные проблемы развития регионов России в условиях кризиса: материалы Тюмен. социол. форума 15–16 октября 2009 года / под ред. М.М. Акулич, Г.С. Корепанова, В.А. Юдашкина; Тюмен. обл. дума; Тюмен. гос. ун-т; Тюмен. гос. нефтегаз. ун-т. Тюмень, 2009. С. 47–51.

61Зайниева Т.В. Влияние локального рынка труда на процессы стратификации населения среднего города в условиях трансформационного общества: дис. ... канд. социол. наук. Етеринбург, 2011. С. 68–69.

39

По нашему мнению, защищенность занятости также зависит от того, на каком этапе жизненного цикла развития находится территорияили населенный пункти по какойтраектории идетэто развитие.

Худший вариант – переход субъекта Российской Федерации или муниципального образования в разряд депрессивных. Депрессией является стадия развития территории, характеризующаяся спадом производства, появлением безработицы, снижением инвестиционной и миграционной привлекательности и сопровождающаяся оттоком населения62.

Еще в 2000 году после кризиса 1998 года Н.И. Горин, А.А. Нещадин выдвинули идею о закономерностях возникновения, развития, стагнации, а затем разрушения городов по строго определенному циклу63. Спустя десятилетие в обобщенных исследованиях на основе эмпирического материала, характеризующего этапы развития ряда городов, они доказали, что этап градообразования, являющийся начальным в жизненном цикле городов, обусловлен влиянием экзогенных факторов.

Авторы рассматривают город в качестве живой системы, реакция которой на внешние факторы, как правило, экономические, приводит к изменениям внутренней среды города – численности и структуры его населения. При этом продолжительность моноцикла функционирования города зависит от продолжительности ситуации экономической целесообразности этого функционирования. Пока развитие города способно обеспечивать инвесторам доход, а персоналу размещенных в городе предприятий заработную плату более высокую, чем в окружающих город поселениях, город разви-

62Битаров Л.Г. Особенности депрессивного региона как объекта финансирования инвестиционной деятельности // Аудит и финансовый ана-

лиз. 2009. № 3. С. 27.

63См. Монопрофильные города и градообразующие предприятия: Пилотные исследования моногородов в России и рекомендации по решению проблемы реструктуризации моногородов в национальном масштабе / под ред. д.э.н. И.В. Липсица. М.: Хроникер, 2000. Нещадин А.А., Горин Н.И. Феномен города: социально-экономический анализ. М.: Изограф, 2001.

40

Соседние файлы в папке книги