Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
рассказ Из практики патологоанатома-1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
11.04.2024
Размер:
896.51 Кб
Скачать

Рак и беременность

В первый год после окончания ординатуры, оставшись одна на время отпуска заведующей, вырезала матку, удалённую по диагнозу Рак эндометрия. В просвете канала шейки находилось плодное яйцо. Получив гистологические препараты и взяв соскоб, по которому был поставлен диагноз Рак, поехала на консультацию. И в соскобе, и в удалённой матке была беременность, а рака не было.

Много лет спустя, в другой прозектуре смотрим втроём соскоб от женщины 36 лет, присланной для экстирпации матки по диагнозу Рак эндометрия. Прозектурой, поставившей этот диагноз, заведует док­тор наук. Мы все видим маточную беременность.

Через несколько лет получаю от заведующей препараты, которые предлагается посмотреть для общего развития. Женщина 52-х лет прислана с диагнозом Рак эндометрия. Диагноз подтверждён заве­дующей и консультантом отделения. Я тоже вижу рак. Большая часть эндометрия некротизирована. В сохранившихся участках явный же­лезистый рак: тесно расположенные фестончатые железы с крупны­ми клетками с базофильной цитоплазмой и гиперхромными ядрами. Непонятна строма: не то плоский эпителий, не то солидный светло-клеточный мезонефральный рак. Возвращаю препараты с подтверж­дением рака и сожалением, что столько лет работаю, а не могу опре­делить форму рака. Заведующая отвечает, что смотрела препараты

57

два дня, смущённая децидуальной реакцией стромы. По словам ги­некологов, больная месяц получала гормональное лечение. Пересмат­риваю препараты и теперь вижу, что строма децидуально изменена. Железы уже не кажутся раковыми, а напоминают обратное развитие с реакцией Ариас - Стелла. Просим повторный соскоб. В нём желе-зисто-кистозная гиперплазия эндометрия, смешанная форма.

Другие замечания

Длительный стаж, звание, занимаемая должность не гарантиру­ют от ошибок. Одна заведующая прозектурой много лет принимала менструальный распад эндометрия за гнойный эндометрит, а онко­логию знала хорошо. Начав смотреть геморроидальные узлы, я уви­дела в них непонятные кисты, которые приняла за порок развития. Консультант, доктор наук, подтвердил мою догадку и прочел мини-лекцию о пороках развития. Когда эти кисты стали попадаться в каж­дом втором узле, пришлось открыть учебник гистологии. Оказалось, апокриновые потовые железы.

Женщине произвели ампутацию матки с придатками и удаление сальника по поводу серозной кисты яичника и мелких интрамураль-ных миом матки. Препараты пересмотрены в МГОД и написано: во всех просмотренных препаратах Стромальная саркома. Женщину прислали для дополнительного удаления шейки матки. Никакой сар­комы там не было.

Чтобы на ошибках учиться, должен быть механизм совместного просмотра спорных препаратов всеми авторами и консультантом, знающим данную патологию. Для этого при городском клиническом морфологе должен быть штат консультантов, а консультативные пре­параты надо записывать в отдельном журнале, который консультант будет просматривать, находя несовпадения диагнозов и приглашая авторов к совместному просмотру.

Последы

В ПАО больницы для взрослых обязанность изучать последы вы­зывает раздражение. Раньше их выбрасывали, теперь нам при­сылают. Строение последов - отдельная трудоёмкая область мор­фологии. Препараты надо делать на парафине и отвечать быстро, так как родильницы выписываются на пятый день. В родильном доме пос­леды собирают 1-2 недели. В ПАО ответ через 8-10 дней. Неради­вый морфолог взвешивает послед вместе с мешком, в котором его прислали, лишая действие всякого смысла.