Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

6zwrDp8LKd

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
15.04.2023
Размер:
5.25 Mб
Скачать

УДК 72(470.21)

ББК 85.113(2Рос-4Мур)6-022.47

С.О. Водопьянова

г. Мурманск, Россия

КОНСТРУКТИВИЗМ НА КОЛЬСКОМ СЕВЕРЕ: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРНОГО СТИЛЯ

Аннотация. Последние несколько лет в Заполярье сохраняется высокий интерес к архитектуре авангарда. Однако, до сих пор нет ни одной работы, посвященной развитию конструктивизма на Кольском севере в целом. Это первая попытка объединить знания в этой области.

Ключевые слова: конструктивизм, Мурманская область, архитектура, Мурманская область.

S.O. Vodopyanova

Murmansk, Russia

CONSTRUCTIVISM IN THE KOLA NORTH:

FEATURES OF DEVELOPMENT OF ARCHITECTURAL STYLE

Abstract. The last few years in the Arctic, there has been a high interest in avant-garde architecture. However, there is still no work devoted to the development of constructivism in the Kola North as a whole. This is the first attempt to combine knowledge in this area.

Key words: constructivism, Murmansk region, architecture, Murmansk region.

Последние несколько лет в Заполярье сохраняется высокий интерес к архитектуре авангарда. Часть зданий, из списка объектов культурного наследия, недавно прошла экспертизу. Работы выполнялись лицензированными экспертами по договору с Комитетом по культуре и искусству Мурманской области. С заключениями экспертизы можно ознакомиться на сайте комитета [1]. Описания некоторых строений встречаются в трудах заполярных краеведов и историков – это книги А.А. Киселева, И.А. Неруша. Из числа последних публикаций за 2017 год можно отметить статью А.А. и В.В. Бертошей в сборнике V-й Международной научно-практи- ческой конференции (г. Казань), в периодической печати статьи Д.А. Ермолаева, С.О. Водопьяновой, «Заметки мурманчанина» краеведа В.В. Немкина.

Однако, до сих пор нет ни одной работы, посвященной развитию конструктивизма на Кольском севере в целом. Это первая попытка объединить знания в этой области.

80

Как стиль конструктивизм сложился к середине 1920-х гг. В это время на севере городское строительство только начиналось. В коротком списке два названия – Александровск (с 1931 г. с. Полярное; с 1939 г. Полярный) и Мурманск. В тридцатые годы добавились Хибиногорск (с 1934 г. Кировск) и поселок городского типа Мончегорск (статус города с 1937). Исторически сложилось, что конструктивизм стал главенствующим стилем в самом начале их застройки и наряду с постконструктивизмом оставался им до конца 1930-х гг. Каменное строительство на севере шло медленно. Исключение составляли промышленные объекты, от ввода в эксплуатацию которых напрямую зависело развитие края и страны в целом. Территория Кольского севера стала уникальной площадкой для воплощения амбициозных проектов.

Эстетика и содержание конструктивизма отлично подходили к созданию промышленных объектов. Здесь ярче всего проявлялись его сильные стороны – функциональность, практичность, лаконизм. Значительная удаленность от жилых кварталов не требовала согласованности с другими постройками. Уникальная природа севера, сложные ландшафты – единственное, с чем необходимо было «увязать» расположение строений. В советском изобразительном искусстве в эти годы активно развивался новый жанр – индустриальный пейзаж, толчком к его развитию послужили промышленные объекты, созданные конструктивистами. Архитекторы огромное внимание уделяли вопросам управления зрительного восприятия формы, поэтому окружающая природа не просто создавала фон, она становилась частью замысла.

Яркий пример такого решения – первая в стране Обогатительная апа- тито-нефелиновая фабрика (1930-1931). Опыта в проектировании подобных сооружений не было ни у наших, ни у зарубежных специалистов. Она сразу возводилась в промышленном масштабе. Руководил проектом «Механобр» - институт механической обработки полезных ископаемых (г. Ленинград). Здание фабрики впечатляет масштабом и геометрией. Оно состоит из множества разных по высоте и длине объемов, вместе они образуют мощную гармоничную фронтальную композицию. Ритм задают симметрично врезанные в горизонтальные объемы узкие ризалиты. Монотонность гладких бетонных стен разбивают большие почти квадратные окна. Вертикальное ленточное остекление не только решает проблему освещения производственных цехов, но визуально облегчает верхнюю массивную часть стен. Учли проектировщики и уникальный природный ландшафт Хибин. На фоне гор расположение здания фабрики образует эффектную живописную композицию. Авторы здания конструктивисты, из числа тех, с кем активно сотрудничал в эти годы «Механобр». Одним из них мог быть Я.Г. Чернихов (1889-1951), автор проекта канатного цеха с водона-

81

порной башней завода «Красный гвоздильщик» (1930-1931), сведения уточняются.

Индустриализация коснулась и рыбной отрасли. В 1937 г. заработал Мурманский рыбокомбинат, построенный по проекту группы архитекторов под руководством В.Ф. Овчинникова (1890-1973). Часть проектных решений уже была применена им при строительстве Астраханского рыбокомбината (1932), но комплекс в Мурманске превзошел его масштабом [18, 5]. Он стал самым крупным не только в России, но и в Европе. Рыбокомбинат построен в портовой зоне на берегу Кольского залива, фасадом обращен в сторону города. Формы и объем помещений продиктованы спецификой цехов.

В конце 1920-х – начале 1930-х гг. усилия архитекторов были направлены на создание образцового социалистического города [16]. Вписать стилистику конструктивизма в исторически сложившиеся ансамбли Москвы, Ленинграда (с 1991 г. Санкт-Петербурга) и др. было сложно. Решения в стиле авангарда контрастировали с художественным образом застройки. Проблему приходилось решать за счет планировки новых кварталов. Развитию конструктивизма на севере ничего не препятствовало. Смелым экспериментом виделся проект ленинградских архитекторов Левинсона Е.А., Соколова А.М., Твелькмейера В.Ф. «Новый Мурманск» (1928-1930) [19]. Мурманск должен был стать первым социалистическим городом за Полярным кругом [7]. Пятнадцать тысяч человек планировалось расселить в до- мах-коммунах. При этом площадь жилых ячеек была минимальной, большую часть занимали общественные помещения общего пользования – детские сад, универмаг, столовая, физкультурный зал, комнаты отдыха, системы культурно-бытового обслуживания и т.д. План Левинсона не был реализован. В Мурманске и других заполярных городах так и не появились гигантские дома-коммуны и центры питания фабрики-кухни. Но примеры строений, совмещающих в себе различные функции есть. Небольшое здание ТПО (транспортно-потребительского общества) построено в 1927 г., архитектор И.Я. Жижмор (1879 – ?). В соответствии с проектным заданием симметричное трехэтажное строение совмещало функции столовой, магазина и конторы ТПО [2; 3].

Надо отметить, что почти все проекты, за исключением типовых школ, были индивидуальные. Заказчиками выступали ведомственные организации. На сегодняшний день не все здания сохранились [1]. Часть разрушена в годы Великой Отечественной войны, другие – подверглись реконструкции, некоторые демонтированы в связи с новыми архитектурнопространственными решениями. В настоящее время в список объектов культурного наследия Мурманской области включено 23 здания, относящихся к конструктивизму и постконструктивизму. В разработке проектов

82

принимали участие известные архитекторы. В целом это важные объекты, которые придают уникальность городской среде, имеют градообразующее значение. Дом специалистов (1935) в Мурманске творение Е.А. Левинсона (1894-1968). Стилистически он относится к постконструктивизму [4; 12; 17]. Проекты жилых домов решали проблему комплексного обслуживания северян. На первых этажах размещались магазины, аптеки, государственные учреждения, на остальных – квартиры. Дом Левинсона не исключение. В помещениях первого этажа первоначально находился Госархив, на втором, третьем и четвертом – жилые квартиры. Их планировка была выполнена в соответствии с постановлением «О постройке домов для специалистов» (1932). Квадратные метры с улучшенной планировкой, высокими потолками, большими кухнями, индивидуальным санузлом. Они планировались как отдельная жилплощадь для семей специалистов, на деле стали коммунальными квартирами. Последний этаж был спроектирован по типу жилых строений третьей категории (то есть общежития) – скромные по площади комнаты размещались вдоль длинного коридора, места общего пользования – кухня и санузлы в конце коридора [22].

Конструктивисты не только трудились над формообразованием, но большое внимание уделяли выбору места для строительства, изучали опыт архитекторов прошлых веков. Так из классицизма был заимствован метод парадного представительства, когда линейная перспектива заканчивалась эффектным зданием [9,10]. В годы советских пятилеток учреждения культуры и органов власти – были центром общественной жизни, это подчеркивали и градостроительные решения. Примерами могут служить Дворец культуры и техники им. С.М. Кирова (1932) в Мурманске, Дом офицеров флота (1935) в Полярном.

Автор первого Н.А. Митурич (1891-1973). Работал над ним параллельно со зданием Театра имени Ленинского комсомола (1932-1939), сейчас в нем размещается театр Балтийский дом. Позднее по его проекту был построен железнодорожный вокзал в Кировске (1934). Проектирование клубов и дворцов культуры осуществлялось в соответствии с «Примерным положением о рабочем клубе и кружках при нем» от 16 сентября 1925 г. Существовал подробный перечень помещений и их площадей в зависимости от размеров дворца или клуба. Конструктивисты отмечали: «В клубном строительстве предоставление участка под застройку имеет колоссальную роль» [8]. Сейчас от проспекта Ленина дворец отделяет сквер. Чтобы подойти к нему, надо пересечь сквер по диагонали. Но прежде он размещался в конце линейной перспективы – Культурного переулка [23]. Первоначально здание было решено в стиле конструктивизма [17]. Митурич, который последовательно развивал в своих работах идеи авангарда, в последующие годы, как и другие архитекторы, вынужден был вернуться в

83

русло классических традиций. В послевоенные годы он сам реконструировал здание дворца. Первоначальный замысел сегодня не вызвал бы ни у кого споров, напротив – многие отмечают его оригинальность и отсутствие повторов. Митурич использовал цилиндр как основу центрального объема третьего этажа, приподнятого на опорах каркаса. К нему с двух сторон примыкают трехэтажные сильно вытянутые по горизонтали части. Акцентами служат изогнутые опоры каркаса, бетонные литые стены, высокое остекление фасада и подсветка. Каменное строение на высоком цоколе среди двухэтажных деревянных домов смотрелось очень эффектно. Другой пример парадного представительства в архитектуре заполярного авангарда – Дом офицеров флота в Полярном. Стилистически относится к постконструктивизму. Его объемная композиция особенно выразительна с главной точки зрения – перспективы улицы. Форма здания напоминает паровоз, словно иллюстрирует слова известной песни: «Наш паровоз вперед летит…» «Архитектура выполняет не одну лишь роль технического оборудования для клубной работы, но и сама несет совершенно определенную идеологическую службу в плане этой работы». Здания утрачено в нач.

1990-х гг.

Морская культура края во многом определила специфику содержания авангарда на Кольском севере [20]. Благодаря ей в черте заполярных городов появились объекты, образным решением, назначением или названием связанные с морем – здание Мурманского морского рыбопромышленного колледжа им. И.И. Месяцева (1933), гостиница Арктика (1935-1936), Дом Главсевморпути (1937), Дом культуры моряков (1936), Капитанские дома

(1936) и др.

Дефицит строительного материала (железа и цемента) который использовался в конструктивизме, стал причиной его замены в ряде случаев доступными материалами. В тех областях, где было налажено производство кирпича – использовали кирпич. На севере богатом лесом – возводили строения, имеющие все признаки конструктивизма, из дерева. Термина «деревянный конструктивизм» пока нет в научном обороте. Тема не изучена, но уже сейчас можно отметить – разработки конструктивистов в этой области существовали. В проекте «Нового Мурманска» авторы предполагали часть застройки выполнить из деревянных конструкций. Они могли использовать для этой цели типовую разработку сборно-щитовых домов Стандартжилстроя. Его проектную лабораторию возглавлял один из лидеров конструктивизма – М.Я. Гинзбург (1892-1946) [6]. В 1930-е гг. каркасные деревянные здания широко применялись в промышленном и гражданском строительстве [21]. В 1932 г. на берегу озера Малый Вудъявр было выстроено деревянное здание Хибинской научной станции Академии наук

СССР «Тиетты» (позднее переименовано в Кольскую базу в 1936). «Мы

84

называем нашу научную станцию лопарским словом «Тиетта», потому что это слово прекрасно передает назначение станции, ибо оно означает «Наука, Знание, Школа» - А.Е. Ферсман [11]. Здание (1932-1942) совмещало функции гостиницы, административного учреждения и научной лаборатории. Первый мурманский кинотеатр со зрительным залом на 800 мест «Северное сияние» (1933) так же был из дерева. В начале Отечественной войны он сгорел. Долго сохранялось в районе Пяти углов деревянное здание Народного суда, в нем же размещалась типография газеты «Полярная правда» [23]. Все строения имеют в своей основе идею формообразования «функционального метода». В к. 1930-х гг. смелые эксперименты конструктивистов под натиском критики прекратились.

Спустя несколько десятилетий теория и практика конструктивизма вновь стали актуальны.

Список литературы

1.Бертош А.А., Бертош В.В. Памятники довоенной архитектуры города Мурманска, принятые на государственную охрану: особенности изучения и популяризации // Культурное наследие в XXI веке: сохранение, использование, популяризация: материалы V-й Международной научно-практической конференции. – Казань: КазГАСУ, 2017. – С. –78-82.

2.Водопьянова С.О. Мурманский «Пассаж» // Вечерний Мурманск. – 2017. – 15 декабря.

3.Водопьянова С.О. Фабрика здорового питания // Вечерний Мурманск. – 2018.

– 12 января.

4.Водопьянова С.О. Мурманск в венецианском стиле // Вечерний Мурманск. – 2018. – 2 февраля.

5.Водопьянова С.О. Кто поселили в Мурманске белых медведей? // Вечерний Мурманск. – 2018. – 2 марта.

6.Конструкции и форма в советской архитектуре / Ю.П. Волчок, Е.К. Иванова, Р.А. Кацнельсон, Ю.С. Лебедев. – М.: Стройиздат, 1980. – 263 с.

7.Ермолаев Д.А. Социалистический город. Новый Мурманск // Вечерний Мурманск. – 2014. – 2 сентября.

8.Из истории советской архитектуры 1926-1932 гг.: документы и материалы: рабочие клубы и дворцы культуры / отв. ред. К.Н. Афанасьев. – М.: Наука,

1984 – 134 с.

9.Иконников А.В. Архитектура города: эстетика, проблемы композиции. – М.: Стройиздат, 1972. – 215 с.: ил.

10.Иконников А.В. Эстетика социалистического города / А.В. Иконников, Г.А. Степанов. – М: Изд-во АХ СССР, 1963. – 287 с.

11.Каменев Е.А. История создания «Тиетты» (архивный материал) [Электронный ресурс]. URL: http://discovrkola.com/item/338-istoriya-sozdaniya- tietty-arkhivnyj-material. (дата обращения 12.12.2018).

85

12.Киселев А.А. Мурманск в истории улиц и площадей. – Мурманск: Мурм. кн.

изд, 2006. – 304 с.

13.Киселев А.А. Мурманск – город-герой. – М.: Воениздат, 1988. – 189 с.

14.Киселев А.А., Тулин М.А. Улицы Мурманска. – Мурманск: Мурм. кн. изд.,

1974. – 208 с.

15.Кринский В.Ф. Элементы архитектурно-пространственной композиции: учебное пособие для студентов специальности «Архитектура» / В.Ф. Кринский, И.В. Ламцов, М.А. Туркус. – М.: Стройиздат, 1968. – 168 с.

16.Неруш И.А. Города Кольского Севера. Очерк истории строительства и формирования городов на Кольском полуострове. – Мурманск: Мурм. кн.

изд., 1978. – 112 с.

17.Неруш И.А. Город-герой Мурманск. – М.: Стройиздат, 1988. – 160 с.

18.Овчинников В.Ф. Полвека. – СПб.: Сударыня, 2004. – 332 с.

19.Оль Г.А. Евгений Левинсон. – Л.: Стройиздат, Ленингр. отд., 1976 – 143 с.

20.Терещенко Е.Ю. Морская культура Кольского Севера: история и современность: монография. – М.: МАГУ, 2016. - 270 с.

21.Справочник проектировщика промышленных сооружений: деревянные конструкции / гл. ред. инж. Кузнецов Г.Ф. – М., Л.: Стройиздат, 1937. – 995 с.

22.Об утверждении строительных правил и норм для постройки жилых домов в поселках на территории Р.С.Ф.С.Р. [Электронный ресурс]: постановление от

31.12.1927. URL: http://www. consultant.ru/cons /cgi/online.cgi?red= home#doc /ESU/22232/4294967295/0 (дата обращения 12.12.2018).

23.Немкин В.В. Заметки мурманчанина [Электронный ресурс]. URL: https:// m/vk/com/zametki_murmanchanina (дата обращения 12.12.2018).

86

Дом специалистов (1935), архитектор Е.А. Левинсон (фотография – Водопьяновой С.О.)

Здание ТПО (транспортно-потребительского общества, 1927), архитектор И.Я. Жижмор (Государственный архив Мурманской области)

87

Культурный переулок (1930-е). Фотография из архива Н.Ткаченко

Кинотеатр «Северное сияние» (1933), г. Мурманск

(фотография: https://m/vk/com/zametki_murmanchanina)

88

УДК 7.038 ББК 85.143(2Рос-4Мур)6-022.46

Т.В. Берченко

Северо-Западный институт (филиал) АНО ВО «Московский гуманитарно-экономический университет» г. Мурманск, Россия

РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ АБСТРАКЦИОНИЗМА В КРЕАТИВНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОЕКТАХ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА

Аннотация. Цель статьи: выявление особенностей современного абстрактного искусства, а также опыта использования идей абстракционизма в дизайне. На примере комплексного оформления интерьеров членом Союза художников России Н. Завертайло, жителем города Мурманска, раскрыты возможности живописи как неотъемлемой части интерьера. Также исследовано творчество Н. Завертайло, с позиции продолжения и развития им традиций абстракционизма. Выявлено, что творчество – это не только художественные полотна, но и психологический инструмент самоанализа.

Ключевые слова: живопись, авангардизм, современный абстракционизм, светопластический стиль, архитектурный дизайн.

T.V. Berchenko

North-Western Institute (branch)

of the Moscow Humanitarian and Economic University

Murmansk, Russia

THE DEVELOPMENT OF ABSTRACT ART IN THE TRADITION OF CREATIVE ARTISTIC PROJECTS OF THE KOLA NORTH

Abstract. The purpose of the article is the identification of modern abstract art, as well as the experience in the use of ideas from abstract art in design. It also investigates creativity on the example of integrated interior design by a Member of Union of artists of Russia N. Zavertaylo, a resident of the city of Murmansk, from the point of view of his continuation and development of traditions of abstractionism. It reveals the possibility of painting as an integral part of the Interior. It was found that creativity is not only an art canvas, but also the psychological introspection tool.

Key words: painting, avant-gardism, modern abstract art, colour-figurative style, architectural design.

«Мы живем в такие времена, когда <…> все слова уже сказаны», – так о нашем постмодернистском настоящем сказал культуролог, философ С.С. Аверинцев [1, с. 20]. Сегодняшняя культура основана на использовании и развитии идей прошлых лет. Одна из таких идей – абстракционизм.

89

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]