Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Нанодисперсные и гранулированные материалы, полученные в импульсной плазме

..pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
19.11.2023
Размер:
29.29 Mб
Скачать

Г 10\ °с

0

5

1 0

15

20 25 /•, мкм

0

2

4

6

8

10 г, Мкм

Рис.2.21. Радиальные распределениятемпературыдля частицкарбцда плана в различныемоменты времени после возникновения разрцца в водороде: а —</=200 мкм; т, мкс: 1—6,4;2—1000; 6—d= 100 мкм; т, икс: 16 ,8 ; 2 —96,0; 3 — 250; 4 —1000; в —d = 5 0 мкм; т, мкс: 1—20,0; 2 —47,0; 3 —1000; г —d =2 0 мкм; т, мкс: 1—2,7; 2 —4,3

по сечению частицы значительно меныпий. Это можно объяснить указанными выше различиями в условиях нагрева в водородной импульсной дуге по сравне­ нию с аргоновой.

Сравнение нагрева частиц А120 3, Zr02 и TiC одного размера в водороде наг­ лядно показывает проявление различий в теплофизических свойствах исследу­ емых материалов. Частицы меньшего размера сохраняют все описанные осо­ бенности нагрева, при этом частицы диаметрами 30...80 мкм за время разряда испаряются частично, а еще более мелкие —полностью.

Расчеты показывают, что при разряде как в аргоне, так и в водороде части­ цы, не попавшие в импульсную дугу, нагреваются незначительно, что исклю­ чает возможность каких-либо фазовых или структурных превращений в них.

Учитывая значительно более высокие значения коэффициента теплопровод­ ности для никеля по сравнению с оксидами и карбидами, оценка времени до

конца испарения с учетом характерного распределения температуры в импульс­ ной дуге конденсаторного разряда может быть проведена с помощью простых аналитических зависимостей, аналогичных используемым, в частности, в рабо­ те [2.29].

На рис. 2.22 представлены временные зависимости размеров полностью ис­ парившихся частиц никеля, попавших в импульсную дугу в различные момен­ ты времени, для разрядов в аргоне и в водороде.

г, мкм

Рис. 2.22. Радиус полностью испарившихся в импульсной плазме частиц никеля: а —разряд в аргоне; б — разряд в водороде (время до попадания частиц в импульсную плазму: 1—т = 0; 2 —т = 10 мкс)

Предложенное на основе расчетов описание нагрева и испарения частиц в ИВКР не противоречит экспериментальным данным по сфероидизации [1.83] и металлизации [2.50] дисперсных материалов. В этих работах в зависимости от управляемых параметров процесса обработки частиц термическое воздействие плазмы имело разный характер: либо поверхностное, либо объемное.

Для проверки корректности сделанных допущений и сравнения результатов расчетов с экспериментальными данными могут быть проведены опыты по об­ работке порошков А120 3и Z r02, рассеянных по узким фракциям, в импульсной плазме аргона и водорода. Использование тканевых фильтров на выходе из плазменных реакторов позволяло улавливать частицы размером > 1 мкм. Оцен­ ка степени испарения материала ц в первом приближении может быть сделана по убыли массы в результате появления после обработки незафиксированной части порошка, осевшей на стенках трубопровода за фильтрами, а также по из­ менению фракционного состава исходного и обработанного порош ков [2.30].

Сравнение определенной таким образом относительной доли испаренного материала ц с расчетными значениями представлено для разрядов в аргоне и водороде на рис. 2.23.

К

ц, %

Для импульсных разрядов в аргоне и в водороде расчет и эксперимент удов­ летворительно качественно и количественно совпадают дня частиц диаметром > 50 и > 100 мкм соответственно. Различия для частиц меньших размеров при тех же массовых расходах порошка связаны, по-видимому, с увеличением доли необработанных частиц, унесенных из импульсной дуги ударной волной; с боль­ шей неравномерностью обработки, вызванной менее равномерной подачей мел­ ких порошков из-за ухудшения их технологических свойств; с увеличением до­ ли частиц, попадающих в импульсную дугу только через некоторое время после возникновения разряда; с увеличением влияния частиц на характеристики им­ пульсной плазмы. В случае разряда в водороде определенное влияние, возмож­ но, может оказать и уменьшение длины разрядного промежутка.

iS

Рис. 2.24. Гранулометрический состав порошков оксвдов алюминия (а) и циркония (б) до и после модифицирующей обработки в импульсной плазме: 1- исходный;2- обработкав плазмеаргона; 3 - обработка в плазмеводорода

Описание нагре­ ва частиц А120 3 и Z r02, сделанное на основании расчетов, согласуется с харак­ тером изменения гранулометрическо­ го состава исходного и обработанного по­ рошков (рис. 2.24). С уменьшением раз­ мера частиц и при замене плазмообра­ зующего аргона на водород различия гранулометрическо­ го состава исходно­ го и обработанного порошков увеличи­ ваются. Значитель­ ное размытие расп­ ределения для обра­ ботанного в водоро­ де порош ка разме­ ром 50 мкм и сдвиг в сторону меньших размеров могут го­ ворить как об уменьшении в ре­ зультате испарения размера основной доли частиц, так и о

незавершенности перевода всего материала в газовую фазу.

Таким образом, модель нагрева и испарения частиц с учетом особенностей теплофизических свойств керамических материалов и теплообмена между час­ тицами порошка и импульсной плазмой на основе приближения «одиночной» частицы дает достоверные результаты с достаточной для технических задач сте­ пенью точности и может быть использована как для изучения термического воздействия плазмы на дисперсные материалы, так и для поиска оптимальных параметров реальных технологических процессов.

Совместное использование МГД-модели импульсного разряда и рассматри­ ваемой математической модели позволяет оценить влияние на процессы нагре­ ва и испарения дисперсных материалов в импульсной плазме энергетических параметров плазменной установки, свойств плазмообразующего газа, дисперс­ ности исходных материалов.

Описание нагрева и испарения частиц на основании результатов расчетов удовлетворительно согласуется и количественно с экспериментальными данны­ ми по обработке оксидов алюминия и циркония в импульсной аргоновой плазме.

Результаты расчетов нагрева и испарения частиц оксидов, карбидов и метал­ лов могут быть использованы для прогнозирования поведения дисперсных ма­ териалов в процессах восстановительного синтеза и модифицирования в им­ пульсной плазме конденсаторного разряда, для объяснения возможных меха­ низмов различных фазовых и структурных превращений, происходящих при этом в порошке, а также позволяют сузить область поиска оптимальных пара­ метров данных технологических процессов.

Глава 3

н о й г ч е н и е г р а н у и и р о в а н н ш м ст яппов и т о я н л в к и х с о е д и н е н и й

о и ш т е н о й н н л ж н щ е н с а т в р и о п р а з р я д а

В области металлургии решение проблемы повышения качества металлов и технико-экономических показателей процессов их получения связано не толь­ ко с совершенствованием существующих, но и с созданием принципиально но­ вых технологических процессов и агрегатов. Реализация этой задачи возможна только на базе новых научно-технических разработок, включающих в себя бо­ лее глубокое и детальное изучение кинетики и механизма процессов получения металлов.

Особое значение в последние годы приобрели исследования, посвященные изучению методов интенсификации процессов получения металлов и соедине­ ний с применением низкотемпературной плазмы. Методы восстановления ок­ сидов металлов в низкотемпературной плазме, например в так называемых струйных дуговых плазмотронах, обладают наряду с преимуществами и рядом недостатков.

Получаемые в дуговых струйных плазмотронах металлические порошки об­ ладают, как правило, повышенной дисперсностью, а следовательно, и высокой химической активностью по отношению к газам. Кроме того, с развитием раз­ личных отраслей современной техники требуются гранулированные порошки различных металлов и соединений. При производстве, например, тугоплавких металлов и соединений возникают трудности при получении гранулированных порошков традиционными методами [3.1].

3 .1 Процессы восст ановления мет аллов в низкот ем перат урной п л азм е

Низкотемпературная плазма как источник высококонцентрированной энер­ гии занимает значительное место в исследованиях и в технологии металлурги­ ческих процессов, позволяет решать некоторые металлургические задачи нетрадиционными способами.

Важным преимуществом этого направления является возможность проведе­ ния процессов одностадийно, используя при этом малоценное и широкодос­ тупное, неустойчивое по составу и трудноперерабатываемое сырье. Плазмохи­ мические процессы идут с высокими скоростями, обусловленными высокими

на

температурами, позволяют осуществлять миниатюризацию и дают возмож­ ность получать высокие выходы целевого продукта, что невозможно при более низких температурах. К таким процессам можно отнести термическое разложе­ ние, дисперсионное измельчение, хлорирование, окисление, прямое восста­ новление железа, карбидизацию, нитрирование, восстановление хлоридов и оксидов металлов и др.

Исследователи металлургических процессов и специалисты-технологи в настоящее время видят решение многих проблем в интенсификации процессов путем применения низкотемпературной плазмы.

В работе [3.2] предлагается деление плазменных процессов в металлургии и химической технологии на две группы, имеющие следующие принципиальные различия:

1)процессы, в которых подвод электрического тока к зоне разряда осущес­ твляется через обрабатываемый материал;

2)процессы, в которых обрабатываемый материал подвергается воздей­ ствию струи нейтрального или химически активного газа, нагретого в зоне электрического разряда.

Кпреимуществам процессов первой группы можно отнести то, что они име­ ют высокий КПД и удобный ввод обрабатываемого материала в реакционное пространство. Но сырье в этом случае должно обладать определенным уровнем электропроводности. Кроме того, при протекании процесса происходит изме­ нение состава и свойств вводимых веществ, что приводит к изменению пара­ метров и стабильности разряда, а это затрудняет регулирование процесса полу­ чения целевого продукта. Примерами процессов этой группы могут быть применение дуги высокой интенсивности, процессы плазменного переплава.

Получение и переработка чистых металлов и их соединений осуществляют­ ся в процессах второй группы. К их недостаткам следует отнести меньшие энер­ гетические КПД и сложность аппаратурного оформления. К этой группе отно­ сятся струйно-плазменные процессы, в которых можно проводить последова­ тельные реакции путем локальной подачи соответствующих реагентов на раз­ личных участках реактора и в значительной степени управлять режимом выде­ ления целевого продукта. Управление режимом позволяет получать продукты в компактном, дисперсном или сфероидизированном виде.

Еще одну классификацию процессов в низкотемпературной плазме предло­ жили Ю .В. Цветков и С.С. Дейнека [3.3]. Сущность этой классификации осно­ вана на той роли, которую играет обрабатываемое вещество и плазмообразую­ щий газ:

1) процессы, в которых плазмообразующее и вводимое вещество являются при обычных условиях газами, например рабочее вещество является и плазмо­ образующим;

2)процессы, в которых рабочее вещество входит в состав электродов и пере­ ходит в плазму в результате их эрозии, например процессы в дуге высокой ин­ тенсивности;

3)плазменная струя является только источником тепла, вещество в плазмен­

ную струю не вводится;

4)процессы, связанные с введением в плазменную струю конденсированных веществ, не взаимодействующих с плазмообразующим газом;

5)процессы, в которых вводимое конденсированное вещество взаимодей­ ствует с плазмообразующим газом.

Эта классификация удобна для оценки и рассмотрения различных металлур­ гических процессов. Важной и перспективной проблемой металлургического производства до сих пор остается получение металла и тугоплавких соедине­ ний, обладающих заданными физико-химическими свойствами, восстановле­ ние их оксидов в плазме. В связи с этим необходимо дать анализ накопленного исследователями и технологами опыта получения этих материалов.

Одной из первых работ по восстановлению тугоплавких металлов в плазме является работа Д.Л. Симоненко [3.4]. В этой работе во вращающуюся водород­ ную плазменную дугу вдували мелкодисперсный порошок оксида. Автор пред­ полагал, что условия во вращающейся плазменной дуге таковы, что образуется достаточное количество ионов водорода, которые обладают высокой восстано­ вительной способностью; это позволило, например, восстанавливать цирко­ ний. В качестве недостатка этой работы следует отметить отсутствие анализов полученного металла и доказательства наличия достаточного количества ионов водорода.

Имеются работы по использованию дуги высокой интенсивности для полу­ чения металлов и тугоплавких соединений.

Тайлер [3.5] применил дугу высокой интенсивности для восстановления ок­ сидов алюминия, бериллия и марганца. Для проведения карботермического процесса готовились расходуемые электроды и проводилась закалка получае­ мых продуктов на охлаждаемой водой поверхности, а также инжекцией холод­ ного водорода в дугу. По данным автора, 40...70 % металла обнаружено в про­ дуктах восстановления.

Вработе Куша [3.6] представлены данные по восстановлению оксидов раз­ личных металлов. Готовился анод из оксида с угольным порошком. Процесс проводили в электрической дуге. Закалку продуктов восстановления осущес­ твляли на охлаждаемой медной поверхности. Для некоторых оксидов была по­ лучена такая степень восстановления: для железа —83 %, для кремния — 73 %, для магния — 17,9 %.

Холмгрен, Гибсон и Шоир [3.7] исследовали возможность восстановления ок­ сидов ванадия, железа, молибдена и никеля с применением расходуемого элекг-

рода для проведения процесса в водородной плазме. Как указывают авторы, по­ лученный продукт представлял собой ультрадисперсный порошок металла с раз­ мерами 100... 1000 А .

Особое внимание исследователи уделяют применению дуги высокой интен­ сивности для получения тугоплавких соединений — карбидов и нитридов. Процессы получения карбидов и нитридов тугоплавких металлов из смесей их оксидов и графита в азоте или в аргоне изучались в работе [3.8]. Авторы пред­ лагают следующую схему механизма процесса образования нитридов и карби­ дов из смесей оксидов с графитом: плавление таблетки смеси; восстановление исходных оксидов до низших и взаимодействие их с атомарным азотом или уг­ леродом.

Вкачестве примера практического использования дуги высокой интенсив­ ности часто приводят известный процесс получения карбидов урана и его спла­ вов [3.9]. Процесс ведут с расходуемым электродом —анодом, спрессованным из смеси оксида урана и графита. Карбид урана стекает с анода в виде капель. При определенных условиях содержание связанного углерода в карбиде урана можно довести до близкого к стехиометрическому. Этот метод позволяет полу­ чать сферические частицы карбида размерами 0,044...6,0 мм.

Для проведения процесса в дуге высокой интенсивности необходимо вво­ дить в шихту электропроводный материал. Как правило, таким материалом служит углерод. Введение углерода в некоторых случаях нежелательно из-за загрязнения им продуктов.

При получении чистых и сверхчистых материалов методом восстановления процесс ведут в высокочастотной безэлектродной плазме (ВЧ) или в свехвысокочастотной (СВЧ) разрядной плазме.

Вработе И.Д. Кулагина и др. [3.10] изучался процесс получения в высокочас­ тотной плазме мелкодисперсного монооксида кремния. Процесс проводился обработкой смеси порошков кремния и диоксида кремния стехиометрического состава. Авторам удалось получить SiO полупроводниковой чистоты.

Авторы работ [3.11] указывают на возможность восстановления оксидов алюминия в высокочастотной индукционной плазме. Процесс проводился в плазмотроне мощностью около 10 кВт и частотой 3 МГц. В создаваемый плаз­ менный факел вводился порошок триоксида алюминия с размером частиц 25...45 мкм. В результате восстановления получались мелкодисперсные продук­ ты, состоящие из А120 3, А10 и около 17 % металлического алюминия.

Наибольшее количество работ по восстановлению оксидов металлов в низ­ котемпературной плазме проводится в дуговых струйных плазмотронах. В рабо­ те [3.12] триоксид алюминия восстанавливали в дуговой плазме, где в качестве восстановителя использовали водород или метан. В этой работе, как и в [3.11], получен низкий выход алюминия.

В работе А.А. Ждановского и В.И. Лакомского [3.13] весьма подробно изла­ гается исследование процесса восстановления пентаоксида ниобия и диоксида молибдена. Исходные порошки имели зернистость 5...30 мкм. Восстановление пентаоксида ниобия осуществляли метаном и углеродом в виде сажи, а диок­ сида молибдена - водородом. С подробным изложением методики проведения и параметров процесса восстановления показано, при каких условиях и пара­ метрах плазменной струи получены определенные степени восстановления. Так, подача пентаоксида ниобия и сажи в столб дуги при 8000 К и обдув продук­ тов на выходе из канала плазмотрона водородом повышают степень восстанов­ ления до 65,5 %. В этом случае получается оксикарбидная смесь, и авторы счи­ тают, что она как полупродукт пригодна для окончательного восстановления в вакууме до металлического ниобия.

При восстановлении диоксида молибдена в низкотемпературной плазме оптимально проведение процесса при таких условиях: понижение среднемассо­ вой температуры плазмы от 5100 до 2600 К и увеличение расхода водорода от 1 до 2,3 к теоретически необходимому повышает степень восстановления от 50 до 80,8 %. Получаемые продукты при восстановлении ниобия и молибдена обла­ дали высокой дисперсностью (от 2 до 10 мкм) и высокой химической актив­ ностью при окислении на воздухе.

В работах [3.14, 3.15] сообщается о возможности восстановления триоксида молибдена и пентаоксида ниобия в струе водородной плазмы. Авторы проводи­ ли процесс таким образом, что плазменная струя водорода обрабатывала кипя­ щий слой оксида. По утверждению авторов, восстановление оксидов молибдена в потоке водородной плазмы в псевдоожиженном слое возможно, но при прове­ дении процесса необходимо пассивировать полученный металл газами, а также проводить полную очистку водорода от кислородсодержащих соединений.

При рассмотрении вопросов, связанных с восстановлением оксидов метал­ лов в низкотемпературной плазме, следует отметить полезные в этом отноше­ нии обзорные статьи О. Мацумото [3.16], К. Такэда [3.17], С. Хамблина [3.18], Ж. Обретона, П. Фоше [3.19], С. Сантена [3.20]. В них приводятся примеры вос­ становления в плазме оксидов и оксидных соединений различными восстано­ вителями. Показана перспективность применения различных плазменных ус­ тановок. Однако во всех публикациях [3.11-3.15, 3.16-3.19, 3.20] не рассматри­ ваются теоретические вопросы восстановления в низкотемпературной плазме, такие как кинетика и механизм этих процессов.

Внастоящее время существует проблема извлечения металлов из бедных руд,

атакже безотходных производств с целью извлечения всех компонентов, сос­ тавляющих руды и концентраты. Другой важной проблемой металлургической промышленности является возвращение металлов из отходов производства. Так, на металлообрабатывающих заводах собираются большие количества пы-