Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Экономика отрасли машиностроение

..pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
20.11.2023
Размер:
5.8 Mб
Скачать

где — максимальная готовность покупателя платить за товар хорошего или плохого качества;

Ðmax — это оценка продавца для того, чтобы продать товар хорошего качества;

Pmin — это готовность продавать плохой товар. Она ориентируется на ÀÑ плохого товара.

В этом и покупатель, и продавец поймут друг друга, они рискуют одинаково. Проигрывая на продаже товара хорошего качества, продавец выигрывает на продаже товара плохого каче- ства, аналогично и покупатель. Сколько таких товаров они купят и продадут, они не знают, они могут только предполагать. Поэтому для них выгоды и убытки распределяются с одной и той же вероятностью. Естественно, они оба купят и продадут такое же количество товара, что и в случае хорошей продукции.

Теперь представим себе случай асимметричной информации. Мы знаем, что для товарного рынка, продуктового рынка чаще всего асимметрия информации бывает со стороны покупателя. Продавец знает, что он продает, а покупатель не знает, что он покупает. Тогда покупатель может ориентироваться только на математиче- ское ожидание цены, а продавец точно знает, сколько он выигрывает от продажи плохого и сколько — от продажи хорошего товара.

Òàê êàê ÀÑ1 ÀÑ2, то, согласно модели Аккерлофа, продавец хорошего товара начинает проигрывать, он вынужден продавать свой товар с меньшей прибылью, по сравнению с продавцом плохого товара. Наоборот, продавец плохого товара выигрывает, получает дополнительную прибыль.

Попадая в невыигрышное положение, продавцы хорошего товара начнут с рынка уходить. Возникнет неблагоприятный отбор, он уменьшает величину ð, тем самым снижает величину ожидаемой цены, ð стремится к нулю, ожидаемая цена стремится к . Эта ситуация называется провалом рынка. В краткосроч- ном периоде без дополнительных усилий со стороны продавцов хорошего товара проблема не решается. Это чистый провал рынка. А в долгосрочном периоде вступает в силу фактор повторных покупок. Если человек купил случайным образом хороший товар, он может прийти на рынок снова, но он уже будет выбирать именно того продавца, у которого он в предыдущий период ку-

61

пил хороший товар. Он становится осведомленным покупателем и действует не по вероятности, а по сознательному выбору.

Естественно, чем больше осведомленных покупателей и чем выше вероятность повторных покупок, тем слабее моральная угроза и неблагоприятный отбор, а значит, решение проблемы возможно.

Что важно в данном случае? Важны два фактора:

1.Покупатели должны различать продавцов. Фактически повторная покупка однозначно свидетельствует о том, что покупатель привязан к какому-либо продавцу, выбирает конкретно его, этого продавца. Это означает, в свою очередь, нарушение условий свободной конкуренции. Такой продавец, безусловно, получает рыночную власть. Рынок становится дифференцированным для осведомленного покупателя, случай сводится к случаю 1.

2.Интенсивность осведомления. Одно дело, когда человек делает случайную покупку, а потом начинает идентифицировать того продавца, у которого он эту удачную покупку совершил. А другое дело, если продавец начинает работать активно, то есть продавец сознательно начинает усиливать интенсивность осведомления. В этом случае возникает сигнал, специально поданный сигнал, от продавца к покупателю.

Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыноч- ный механизм1

Джордж Акерлоф является одним из самых оригинальных экономистов современности. Его подход к экономической теории всегда отличается свободой от рамок ортодоксальной экономической теории, междисциплинарностью, умеренным и твор- ческим использованием математики.

Наиболее известная статья Дж. Акерлофа, которая принесла ему всемирную славу и в 2001 году — Нобелевскую премию,— «Рынок лимонов» (1970). Не нужно думать, что предметом этой статьи является рынок цитрусовых — «лимоном» в Америке называют подержанный автомобиль, а также товары со скрытыми дефектами. Со времени написания этой работы подержанный ав-

1Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // Дайджест директор.— 2001.— 06.

62

томобиль служит образцовым примером наличия информационной асимметрии на рынке. Рассмотрим теорию Дж. Акерлофа более подробно.

Для начала необходимо рассмотреть рынок, на котором продавцы и покупатели располагают одинаковой информацией о товаре: и те и другие знают, что товар неоднороден в качественном отношении, знают, какие качественные характеристики и в каких количествах встречаются в общей массе товара, но не знают индивидуальных свойств отдельных единиц товара. Примером такого рынка может служить рынок электролампочек. Лампочки по технологическим причинам получаются неодинаковыми,

èизготовитель, также как и покупатель, может оценить продолжительность их свечения лишь статистически. При этом существует одна функция предложения лампочек, не зависящая от их качественных характеристик.

Существенно иная картина возникает, когда продавец и покупатель располагают различной информацией о качестве продаваемых единиц товара — наблюдается информационная асимметрия (информация распределена между участниками сделок асимметрично). Здесь типичным является случай, когда покупатель оценивает качество товара статистически, а продавцу известно качество каждой единицы товара индивидуально.

Рассмотрим теперь рынок подержанных автомобилей. Покупатель знает модель, возраст, пробег автомобиля, но не знает его индивидуальных особенностей, которые выявляются только в ходе эксплуатации и которые известны продавцу. Спрос покупателя определяется статистическими характеристиками группы автомобилей, обладающих данным набором явных признаков, и рынком устанавливается единая цена для всей группы —

èдля лучших образцов, и для «лимонов».

Допустим, что в начальный момент по каким-то причинам на рынке оказалось поровну хороших автомобилей и «лимонов» (в настоящем разделе для простоты будем считать, что существуют только две градации качества). Цена спроса окажется простым средним арифметическим из цен спроса хороших и плохих автомобилей.

Такая цена может не устроить некоторых продавцов хороших автомобилей, и они откажутся их продавать, но обладателей пло-

63

хих автомобилей она может подтолкнуть к продаже. В результате доля хороших автомобилей на рынке сократится, плохих — возрастет. Покупатели оценят изменившуюся ситуацию, их спрос снизится. Снизившаяся цена побудит еще какую-то часть владельцев хороших автомобилей отказаться от продажи, рыночная доля хороших автомобилей еще снизится, снизится цена спроса, и т. д. Эта тенденция ухудшения среднего качества товара на рынке в результате ухода с рынка продавцов качественных товаров получила название «неблагоприятный отбор». В конце концов хорошие автомобили могут оказаться полностью вытесненными с рынка, и на нем установится равновесие спроса и предложения «лимонов». Асимметрия информации в этом случае полностью заблокирует сделки с хорошими автомобилями, хотя при полной информированности покупателей эти автомобили могли бы продаваться и покупаться по своей равновесной цене. Блокировка не возникла бы и в случае неполной, но симметричной информации (как в примере с лампочками): у продавцов хороших автомобилей, не знающих, что их автомобили хорошие, были бы точно такие же мотивы к продаже, как у владельцев «лимонов».

Но существуют лекарства от этой неблагоприятной тенденции — различные институциональные устройства типа гарантий, которые позволяют продавцам хороших автомобилей дать сигнал покупателю о высоком качестве своего товара. Владельцам плохих автомобилей невыгодно давать гарантии, и поэтому они вынуждены снизить цену и сделать качество своего автомобиля явным.

Дж. Акерлофом также замечено особое значение массовых информационных асимметрий в экономике развивающихся стран. Одним из таких примеров являются кредитные рынки в Индии 1960-х годов, где местные кредиторы-ростовщики устанавливали ставку процента, вдвое более высокую, чем ставка, принятая в больших городах. Но посредник, который берет кредит в городе и кредитует кого-то на селе, не имея сведений о платежеспособности заемщиков, рискует привлечь заемщиков с низкими возможностями возврата кредита и обрекает себя тем самым на убытки.

Аналогичная ситуация может происходить на фондовом рынке. В сфере информационных технологий о многих компани-

64

ях информации мало, и существует тенденция некоторого усреднения оценки их акций. При этом завышается оценка акций компаний, у которых реальная доходность ниже средней, и они приступают к разбавлению капитала. Эти компании начинают выпуск дополнительных акций под новые проекты более активно, чем высокодоходные фирмы, акции которых недооценены на рынке. В итоге фирмы с меньшей прибыльностью развиваются быстрее, и фондовый рынок заполоняют «лимоны». Когда плохо информированные инвесторы неожиданно обнаруживают свою ошибку, цена акций падает и лопается информационный пузырь.

Дж. Акерлоф исследовал также проблему дискриминации национальных меньшинств на рынке труда. Эта тема привела Дж. Акерлофа на стык экономической теории и социологии и включение в экономический анализ таких нетрадиционных для неоклассической экономической теории факторов, как симпатии или уважение между людьми. Акерлоф отмечал, что такие чувства, как понимание интересов работодателя или уважение к товарищам по работе, могут привести к повышению оплаты труда и понижению вероятности безработицы. Другим научным увле- чением Дж. Акерлофа было исследование кастовой системы и ее негативного воздействия на экономическую эффективность.

Неопределенность качества и рынок «лимонов»

Для удобства рассмотрим в качестве примера рынка подержанных автомобилей. Представим себе, что мы приобрели новый автомобиль за 10 000 долл., проехали на нем 100 миль, а затем вдруг поняли, что на самом деле он нам не нужен. С автомобилем ничего не случилось — он работал прекрасно и оправдал все ожидания. Мы просто почувствовали, что с таким же успехом могли бы обойтись без него и больше бы выиграли, если бы сохранили деньги для покупки других вещей. Итак, мы решаем продать этот автомобиль. Какую выручку мы могли бы полу- чить за него? Вероятно, не больше 8000 долл., даже если это автомобиль новой марки, имеет лишь 100 миль пробега и гарантию, переходящую другому владельцу. На месте покупателя мы, вероятно, не дали бы за него более 8000 долл.

Почему же один лишь факт продажи автомобиля из вторых рук так значительно снижает его ценность? Чтобы ответить на

65

этот вопрос, подумаем о своих собственных сомнениях в роли потенциального покупателя. Почему этот автомобиль продается? Действительно ли его владелец изменил свои намерения, как было сказано, или же с автомобилем что-то не так? Не исключе- но, что этот автомобиль может оказаться с дефектом.

Подержанные автомобили продаются значительно дешевле, чем новые, потому что информация об их качестве асимметрич- на: продавец такого автомобиля знает о нем гораздо больше, чем потенциальный покупатель. Покупатель может нанять механика, чтобы проверить автомобиль, однако продавец, имевший опыт его использования, все равно будет знать больше. Кроме того, сам факт продажи этого автомобиля подтверждает, что он на самом деле может быть «лимоном», иначе зачем продавать надежную машину? Поэтому потенциальный покупатель подержанного автомобиля всегда имеет подозрения насчет его качества, и не без оснований.

Значение асимметричной информации о качестве товара было впервые проанализировано Джорджем Акерлофом в его классической статье. Анализ Акерлофа выходит далеко за рамки рынка подержанных автомобилей. Рынки страхования, кредита и даже труда также характеризуются асимметричной информацией о качестве. Чтобы понять ее значение, начнем с рынка подержанных автомобилей и затем увидим, как те же принципы применяются к другим рынкам.

Рынок подержанных автомобилей

Пример с подержанными автомобилями позволяет уловить самую суть проблемы. Время от времени можно слышать рассуждения или недоуменные замечания по поводу значительной разницы в ценах на новые автомобили и автомобили, которые только что покинули витрины торговых залов. Обычное объяснение этого феномена сводится к тому, что указанная разница представляет собой плату за удовольствие от обладания «новым» автомобилем. Мы предлагаем иное объяснение.

Предположим, что имеются два типа подержанных машин — высокого и низкого качества. Предположим также, что как продавцы, так и покупатели могут определить тип автомобиля (в Америке последние называют «лимонами»). Новая машина мо-

66

жет быть хорошей, но может оказаться и «лимоном»; разумеется, то же самое верно и для подержанных машин. Приобретая новый автомобиль, индивид заранее не знает, что он покупает — хорошую машину или «лимон». На рис. 6.1 SH — кривая предложения высококачественных машин, а DH — кривая спроса на них. Аналогично SL è DL на рис. 6.2 — кривые предложения и спроса для низкокачественных автомобилей. Заметим, что SH лежит выше, чем SL, поскольку собственники высококачественных автомобилей расстаются с ними менее охотно и должны получить при этом более высокую цену. Аналогично DH расположена выше DL, так как покупатели готовы заплатить больше за хорошее качество. Как видно из рис. 6.1 и 6.2, рыночная цена высококачественных машин — 10 000 долл., низкокачественных — 5000 долл., и при этом продаются 50 000 экземпляров каждого типа.

В действительности продавец подержанного автомобиля знает намного больше о его качестве, чем покупатель. Посмотрим, что происходит, если продавцы хорошо осведомлены о ка- честве машин, а покупатели вообще ничего не знают о нем (последние знакомятся с качеством машин лишь после их покупки и определенного пробега). Вначале покупатели могли полагать, что шансы купить машину хорошего качества равны 50 %. (Основанием для этого является то, что когда продавцы и покупатели знали о качестве, то продавалось по 50 000 шт. каждого типа.) Таким образом, совершая покупку, они считают все автомобили имеющими среднее качество. (Конечно же, купив машину, покупатели определят ее настоящее качество.) Спрос на автомобили среднего качества ниже DH, íî âûøå DL. Теперь будет продано меньше высококачественных автомобилей (25 000) и больше низкокачественных (75 000).

Как только потребители начинают понимать, что большая часть проданных машин (около 1/4 общего числа) низкого каче- ства, их спрос сдвигается. Как показано на рис. 6.1, новой кривой спроса может быть Dlm, которая отражает снижение качества автомобилей ниже среднего уровня. Кривая спроса передвигается влево, перемещая всю совокупность хороших и второсортных машин в сторону низкого качества. Это перемещение продолжается до тех пор, пока на рынке не останутся только низкокачественные автомобили. При этом рыночная цена окажется слишком

67

Рис. 6.1. Машины высокого качества

Рис. 6.2. Машины низкого качества

низкой, чтобы осуществлялась продажа высококачественных машин, так что потребители правильно полагают, что любой покупаемый ими автомобиль имеет низкое качество, и кривая спроса совпадает с Dl.

Ситуация, представленная на рис. 6.1, является экстремальной. Рынок может прийти к равновесию и при цене, обеспечи- вающей реализацию какой-то части высококачественных авто-

68

мобилей. Но эта часть будет заведомо меньше, чем в том случае, когда потребителям известно качество автомобилей в момент покупки. Вот почему мы можем рассчитывать продать свою машину новой модели, про которую мы знаем, что она в превосходном состоянии, гораздо дешевле, чем мы за нее заплатили. Из-за асимметричности информации низкокачественные товары вытесняют с рынка высококачественные.

А раз так, то владелец хорошей машины оказывается в неблагоприятном положении: он не только не может продать свою машину по ее истинной стоимости, но не может даже получить ожидаемую стоимость своей новой машины. Здесь мы имеем дело с модифицированным проявлением закона Грешама, ведь среди предлагаемых на рынке машин большинство будут составлять «лимоны», а хороших машин может не оказаться вовсе. «Плохие» машины имеют тенденцию вытеснять с рынка «хорошие» (во многом подобно тому, как «плохие» деньги, согласно закону Грешама, вытесняют «хорошие»). Но аналогия здесь не вполне строгая. Плохие машины вытесняют хорошие, потому что и те, и другие продаются по одной и той же цене; точно так же неполноценные деньги вытесняют полноценные, потому что обменный курс и для тех, и для других одинаков. Однако плохие автомобили продаются по той же цене, что и хорошие, в связи с тем, что покупатель не может отличить их друг от друга (каче- ство известно только продавцу), тогда как закон Грешама предполагает, что и покупатель, и продавец могут отличить «плохие» деньги от «хороших». Таким образом, эта аналогия хотя и поучи- тельна, но не является полной.

Значение асимметричной информации

Пример с подержанными автомобилями показывает, как асимметричная информация может привести к разрушению рынка. В идеальных условиях рынков совершенной конкуренции потребители имели бы возможность сделать выбор между низко- и высококачественными автомобилями. Некоторые выбрали бы первые из-за их дешевизны, другие предпочли бы заплатить побольше за вторые. К сожалению, в реальном мире потребителям нелегко определить качество подержанных машин в момент по-

69

купки, так что их цена падает и высококачественные автомобили исчезают с рынка. Это условный пример, иллюстрирующий важную проблему, возникающую для многих рынков.

Противодействующие институциональные механизмы

Для противодействия влиянию неопределенности качества возникают многочисленные институты. В числе главных из них — гарантии. Их имеют большинство потребительских товаров длительного пользования: продавец гарантирует покупателю, что качество его товара соответствует некоторому нормальному ожидаемому уровню. Одно из следствий, естественным образом вытекающее из нашей модели, заключается в том, что риск возлагается на продавца, а не на покупателя.

Другим институтом, противодействующим влиянию неопределенности качества, служит фирменный знак. Фирменные знаки не только свидетельствуют о качестве товара, но и дают покупателю возможность предпринять ответные меры, если ка- чество покупки не соответствует его ожиданиям: он просто не будет больше приобретать продукцию этой фирмы.

Часто используется и такой прием, как выпуск нового продукта со старым фирменным знаком. Для предусмотрительного покупателя это также служит гарантией того, что он покупает качественный товар.

Практика лицензирования также уменьшает неопределенность качества. Так, занятия медицинской, адвокатской практикой или парикмахерским делом требуют наличия соответствующей лицензии. Любой квалифицированный специалист имеет какой-либо документ, свидетельствующий об уровне его профессиональной подготовки. Аттестат об окончании высшего учебного заведения, ученая степень, даже в какой-то мере Нобелевская премия — все это своего рода сертификаты качества. Кроме того, и на рынке образования, и на рынке труда имеются собственные «фирменные знаки».

Кредитные рынки в развивающихся странах

Функционирование кредитных рынков в развивающихся странах часто служит ярким примером действия принципа «лимо-

70