Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Панорама философствования Запада Античность

..pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
1.68 Mб
Скачать

тельно всего, то по крайней мере относительно первоначал и начал, свойственных [каждой области]. Ведь если [собеседник] не признает их, то диалектика уже не будет обладать тем, на основе чего можно было бы рассуждать против его возражения. Но диалектика есть и искусство испытывания» [Аристотель 2: 556].

Аристотель о логическом противоречии

«Метафизика»: «А именно: невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении…» [Аристотель 1: 125].

«Метафизика»: «Мы же приняли, что в одно и то же время быть и не быть нельзя, и на этом основании показали, что это самое достоверное из всех начал» [Аристо-

тель 1: 126].

Аристотель о мышлении

«Метафизика»: «…невозможно что-либо мыслить, если не мыслят что-то одно; а если мыслить что-то одно возможно, то для него можно будет подобрать одно имя» [Аристотель 1: 127].

«Метафизика»: «Одни виды возникновения и движения называются мышлением, другие – созданием: исходящее из начала и формы – это мышление, а исходящее из того, что для мышления последнее,– это создание» [Аристотель 1: 199].

Аристотель об ощущении

– «О душе»: «Относительно любого чувства необходимо вообще признать, что оно есть то, что способно воспринимать формы ощущаемого без его материи, подобно тому как воск принимает отпечаток перстня без железа или золота» [Аристотель 1: 421].

171

Аристотель об уме

– «О душе»: «Таким образом, ум по природе не что иное, как способность. Итак, то, что мы называем умом в душе, до того, как оно мыслит, не есть что-либо действительное из существующего (я разумею под умом то, чем душа размышляет и судит о чем-то). Поэтому нет разумного основания считать, что ум соединен с телом» [Аристотель 1: 433].

Аристотель о причинах

– «Метафизика»: «Причиной называется [1] то содержимое вещи, из чего она возникает; например, медь – причина изваяния и серебро – причина чаши, а также их роды суть причины; [2] форма, или первообраз, а это есть определение сути бытия вещи, а также роды формы, или первообраза (например, для октавы – отношение двух к одному и число вообще), и составные части определения; [3] то, откуда берет первое свое начало изменение или переход в состояние покоя; например, советчик есть причина, и отец – причина ребенка, и вообще производящее есть причина производимого, и изменяющее – причина изменяющегося; [4] цель, т.е. то, ради чего, например, цель гулянья – здоровье. В самом деле, почему человек гуляет? Чтобы быть здоровым, говорим мы. И, сказав так, мы считаем, что указали причину. Причина – это также то, что находится между толчком к движению и целью…» [Аристотель 1: 146].

Аристотель о природе

«Метафизика»: «Учение же о природе занимается тем, начало движения чего в нем самом. Таким образом, ясно, что учение о природе необходимо есть не наука о деятельности и не наука о творчестве, а наука умозрительная (ведь к какому-нибудь одному из этих родов наук она необходимо должна быть отнесена)» [Аристотель 1: 285].

«Физика»: «Природой обладают в себе все [предметы], которые имеют указанное начало. И все такие [предме-

172

ты] – сущности. Ибо каждый из них есть какой-то субстрат, а в субстрате всегда имеется природа. Согласно с природой [ведут себя] и эти [предметы], и все, что присуще им само по себе, например огню нестись вверх…» [Аристотель 3: 83].

Аристотель о необходимости

– «Метафизика»: «Необходимым называется [1] [а] то, без содействия чего невозможно жить (например, дыхание и пища необходимы для животного: ведь существовать без них оно не может); [б] то, без чего благо не может ни быть, ни возникнуть, а зло нельзя устранить или от него освободиться (например, выпить лекарство необходимо, чтобы выздороветь, и поплыть в Эгину, чтобы получить деньги). [2] Насилие и принуждение, а таково то, что мешает и препятствует в чем-либо вопреки желанию и собственному решепию. В самом деле, насилие называется необходимостью; поэтому оно и тягостно, как и Эвен говорит: «Коль вещь необходима, в тягость нам она». И принуждение также есть некоторого рода необходимость, как и сказано у Софокла: “Принуждение заставляет это свершить”. И верно полагают, что необходимость неумолима, ибо она идет наперекор движению, происходящему по собственному решению и по здравому размышлению. [3] Про то, что не может быть иначе, мы говорим, что ему необходимо быть именно так» [Аристотель 1: 151].

Аристотель о категориях

«Категории»: «Из сказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или “сколько”, или “какое”, или “по отношению к чему-то”, или “где”, или “когда”, или “находиться в каком-то положении”, или “обладать”, или “действовать”, или “претерпевать”» [Аристотель 2: 55].

«Топика»: «Этих категорий десять по числу: “что именно есть”, “сколько”, “какое”, “по отношению к чему”,

173

“где”, “когда”, “находиться [в каком-то положении]”, “обладать”, “действовать”, “претерпевать”» [Аристотель 2: 358].

– «Метафизика»: «Бытие же само по себе приписывается всему тому, что обозначается через формы категориального высказывания, ибо сколькими способами делаются эти высказывания, в стольких же смыслах обозначается бытие. А так как одни высказывания обозначают суть вещи, другие – качество, иные – количество, иные – отношение, иные – действие или претерпевание, иные – “где”, иные – “когда”, то сообразно с каждым из них те же значения имеет и бытие» [Аристотель 1: 156].

Аристотель о тождественном

«Метафизика»: «Тождественным, или одним и тем же, называется [1] то, что тождественно как привходящее…» [Аристотель 1: 157].

«Метафизика»: «Одни вещи называются тождественными в этом смысле, а другие [2] тождественны сами по себе

ив стольких же значениях, сколько и единое, а именно: тождественным называется и то, материя чего одна по виду или по числу, и то, сущность чего одна» [Аристотель 1: 158].

Аристотель о количестве

– «Метафизика»: «Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто. Всякое количество есть множество, если оно счислимо, а величина – если измеримо. Множеством же называется то, что в возможности делимо на части не непрерывные, величиной – на части непрерывные; а из величин непрерывная в одном направлении есть длина, непрерывная в двух направлениях – ширина, непрерывная в трех направлениях – глубина» [Аристотель 1: 164].

174

«Категории»: «Главная особенность количества – это то, что о нем говорят как о равном и неравном…» [Аристо-

тель 2: 66].

«Метафизика»: «Однако сущность связана с качеством, а качество имеет определенную природу, тогда как количество – неопределенную» [Аристотель 1: 282].

Аристотель о качестве

– «Категории»: «Качеством я называю то, благодаря чему предметы называются такими-то. “Качество” имеет много значений. Под одним видом качества будем разуметь устойчивые и преходящие свойства. Устойчивое свойство отличается от преходящего тем, что оно продолжительнее и прочнее» [Аристотель 2: 72].

Аристотель об отношении

– «Метафизика»: «Соотнесенным называется [1] то, что относится как двойное к половинному, как тройное к трети и вообще как то, что в несколько раз больше, к тому, что в несколько раз меньше, и как превышающее к превышаемому; [2] то, что относится как способное нагревать к нагреваемому, то, что может разрезать, к разрезаемому, и вообще то, что может делать, – к претерпеваемому; [3] то, что относится как измеримое к мере, познаваемое – к познанию и чувственно воспринимаемое – к чувственному восприятию» [Аристо-

тель 1: 166-167].

Аристотель о форме или сущности

«Метафизика»: «…то, что обозначено как форма или сущность, не возникает, а возникает сочетание, получающее от нее свое наименование, и что во всем возникающем есть материя, так что одно [в нем] есть материя, а другое – форма» [Аристотель 1: 201].

«Метафизика»: «…форма не возникает…» [Аристо-

тель 1: 203].

175

Аристотель о роде

«Категории»: «Роды же всегда первее видов: они не допускают обратного [с видами] следования бытия; например, если имеется животное, обитающее в воде, то имеется живое существо, но если имеется живое существо, то не обязательно имеется животное, обитающее в воде» [Аристотель 2: 88].

«Метафизика»: «…а называется родом то, благодаря чему различающиеся между собой вещи называются тождественными по сущности» [Аристотель 1: 259].

Аристотель о привходящим, случайном

«Метафизика»: «Привходящим, или случайным, называется [1] то, что чему-то присуще и о чем может быть правильно сказано, но присуще не по необходимости и не большей частью, как, например, если кто, копая яму для растения, нашел клад» [Аристотель 1: 178].

«Никомахова этика»: «Поскольку случайностей бывает много, и они различны по значению, ясно, что незначительные счастливые случаи, точно так же как и соответствующие [несчастливые], не оказывают на жизнь решающего влияния» [Аристотель 4: 71].

«Физика»: «Итак, оба – и случай и самопроизвольность,– как было сказано, суть причины по совпадению для событий, не могущих возникать ни прямо, ни по большей части, и притом таких, которые могли бы возникнуть ради чего-нибудь» [Аристотель 3: 94].

Аристотель о субстрате

«Метафизика»: «…последний [субстрат] сам по себе не есть ни суть вещи, ни что-то количественное, ни какойлибо из остальных родов сущего, и точно так же не отрицания их: ведь и эти отрицания присущи ему [лишь] как привходящее» [Аристотель 1: 190].

«Метафизика»: «…подобно тому как не создается субстрат (медь), так не создастся и шар [как таковой], разве

176

только привходящим образом, потому что медный шар есть шар, а создается этот медный шар» [Аристотель 1: 200].

Аристотель об определении

«Метафизика»: «…определением будет обозначение сути (logos) через слово» [Аристотель 1: 143].

«Метафизика»: «Таким образом, суть бытия имеется только для того, обозначение чего есть определение» [Аристотель 1: 192].

«Вторая аналитика»: «Но так как под определением разумеют речь о сути [вещи], то очевидно, что оно есть некоторая речь, указывающая, что обозначает имя, или другая речь касательно имени, например, что такое треугольник» [Аристотель 2: 327].

Аристотель о возникновении

– «Метафизика»: «Из того, что возникает, одно возникает естественным путем, другое – через искусство, третье – самопроизвольно. И все, что возникает, возникает вследствие чегото, из чего-то и становится чем-то (говоря “чем-то”, я имею в виду каждый род сущего: что-то становится или определенным нечто, или такой-то величины, или таким-то, или где-то).

Естественно возникновение того, что возникает от природы; то, из чего нечто возникает, – это, как мы говорим, материя…» [Аристотель 1: 197-198].

Аристотель о душе как сущности

– «О душе»: «Таким образом, душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же [как форма] есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела. Энтелехия же имеет двоякий смысл: или такой, как знание, или такой, как деятельность созерцания; совершенно очевидно, что душа есть энтелехия в таком смысле, как знание» [Аристо-

тель 1: 394].

177

Аристотель о душе и движении

– «О душе»: «Так как имеется четыре вида движений: перемещение, превращение, убывание и возрастание, – то душа должна была бы иметь или одно из этих движений, или несколько, или все. Если душа движется не привходящим образом, то движение должно быть ей присуще по природе, а если движение, то и место: ведь все названные движения происходят в каком-то месте. Но если сущность души заключается в том, что она сама себя движет, то движение ей будет присуще не привходящим образом…» [Аристотель 1: 380].

Аристотель о душе как причине

– «О душе»: «Итак, душа есть причина и начало живого тела. О причине говорится в различных значениях. Подобным же образом душа есть причина в трех смыслах, которые мы разобрали. А именно: душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел» [Аристотель 1: 402].

Аристотель о душе как начале живых существ

– «О душе»: «Ведь душа есть как бы начало живых существ. Так вот, мы хотим исследовать и познать ее природу и сущность, затем ее проявления, из которых одни, надо полагать, составляют ее собственные состояния, другие же присущи – через посредство души – и живым существам» [Аристотель 1: 371].

Аристотель о душе и растениях

– «О душе»: «По-видимому, начало [жизни] в растениях также есть некая душа: ведь оно единственное, что обще животным и растениям. И начало это отделимо от начала ощущения, но без него ничто не может иметь ощущения» [Аристотель 1: 393].

178

Аристотель о животных

– «О душе»: «Как было сказано, животное обладает прочими чувствами не ради существования, а ради блага, например зрением, чтобы видеть, так как животное обитает в воздухе или воде и вообще в прозрачной среде; вкусом, чтобы, распознавая приятное и неприятное, ощущать состав пищи, желать и двигаться; слухом, чтобы ему самому было что-то сообщено, а речью – чтобы сообщать что-то другим» [Аристотель 1: 448].

Аристотель об общественных существах

«История животных»: «Далее, из стадных и одиночек одни животные общественные, другие живут разбросанно. Стадные среди летающих, например, род голубей, журавль, лебедь; птицы с кривыми когтями – никогда. Из плавающих многие роды рыб, которых называют проходными: тунцы, пеламиды, амии; человек же бывает и тем и другим.

Общественны те животные, у которых все выполняют какое-нибудь единое и общее [для всех] дело, что происходит не у всех стадных. Такими являются человек, пчела, оса, муравей, журавль» [Аристотель 1996: 74-75].

«История животных»: «Способен рассуждать из всех животных только человек» [Аристотель 1996: 76].

Аристотель о душе, теле, человеке

«Метафизика»: «Ясно, однако, и то, что душа есть первая сущность, тело – материя, а человек или живое существо – соединение той и другой как общее…» [Аристотель 1: 209].

«О душе»: «По-видимому, все состояния души связаны с телом: негодование, кротость, страх, сострадание, отвага,

атакже радость, любовь и отвращение; вместе с этими состояниями души испытывает нечто и тело» [Аристотель 1: 373].

Аристотель о вере человека

– «О душе»: «Но с мнением связана вера (в самом деле, не может тот, кто имеет мнение, не верить этому мнению),

179

между тем ни одному из животных вера несвойственна, воображение же – многим. Далее, всякому мнению сопутствует вера, а вере – убеждение, убеждению же – разумное основание (logos). А у некоторых животных хотя и имеется воображение, но разума (logos) у них нет» [Аристотель 1: 431].

Аристотель о движении

«Метафизика»: «Так вот, движение есть осуществление того, что есть в возможности, когда оно при осуществлении действует не как таковое, а поскольку оно может быть приведено в движение» [Аристотель 1: 289].

«Физика»: «Так вот, движение, по всей видимости, есть [нечто] непрерывное, а бесконечное проявляется прежде всего в непрерывном; поэтому, определяя непрерывное, приходится часто пользоваться понятием бесконечного, так как непрерывное бесконечно делимо. Кроме того, движение невозможно без места, пустоты и времени» [Аристотель 3: 103].

«Физика»: «Таким образом, видов движения и изменения имеется столько же, сколько и [родов] сущего» [Аристотель 3: 104].

Аристотель о бесконечном

«Физика»: «И вот, прежде всего надо определить,

вскольких значениях говорится о бесконечном. В одном значении – это то, что не может быть пройдено вследствие невозможности по природе сделать это, подобно тому как нельзя видеть голоса; в другом же [значении] – то, прохождение чего не может быть завершено – потому ли, что это едва ли выполнимо, или потому, что, будучи по природе проходимым, оно не имеет конца прохождения или предела. Затем все бесконечное [может быть таковым] или в отношении прибавления, или в отношении деления, или в обоих [отношениях]» [Аристотель 3: 111-112].

180