Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Панорама философствования Запада Античность

..pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
1.68 Mб
Скачать

– Аристотель «Метафизика»: «…повод к этому дал Сократ своими определениями, но он во всяком случае общее не отделил от единичного. И он правильно рассудил, не отделив их. Это ясно из существа дела: ведь, с одной стороны, без общего нельзя получить знания, а с другой – отделение общего от единичного приводит к затруднениям относительно идей» [Аристотель 1: 347].

О философствовании Сократа

Сократ учился у натурфилософов и софистов, но не стал философствовать в рамках их традиций. В рамках гносеологии и методологии важны его, во-первых, устремленность к раскрытию понятий, и, во-вторых, выработка методики диалогического вопрошания, учитывающей различия и противоположности позиций. В антропологии Сократа признается, что сущностью человека является душа; однако телесному бытию человека он не уделил достаточного внимания. Сократ является создателем рационалистической этики. С философствования Сократа начинается классическая античная философия.

2. ПЛАТОН (427–347 гг. до н. э.)

Платон родился в Афинах в богатой и влиятельной семье, получил хорошее образование. Его настоящее имя – Аристокл, но он получил прозвище «Платон» («широкий») от своего учителя гимнастики за ширину плеч. До встречи с Сократом писал трагедии, комедии и дифирамбы. Учился философии у Кратила, последователя Гераклита. С 407 г. до н. э. он оказывается среди слушателей Сократа. После казни Сократа в 399 г. Платон на 10 лет покидает Афины. Общение Платона с тираном Сиракуз Дионисием I по поводу наилучшего устройства государства, привело к тому, что Дионисий продал философа в рабство. Выкупленный друзьями, Платон по возвращении в Афины (ок. 388–385 гг. до н. э.) организо-

121

вал собственную школу – Академию, которая сразу же стала центром философского исследования и воспитания. Платон еще дважды (в 366 и 361 гг. до н. э.) отправлялся в Сицилию по приглашению своего друга Диона. Обе поездки были неудачными с позиции ожиданий Платона.

Сочинения Платона дошли до нас не в отрывках, а полностью. Использованное нами собрание сочинений располагает его тексты в соответствии с их хронологией. Последовательность фрагментов текстов в целом представляет изменения тематики и проблематики на протяжении развертывания творчества Платона. Иногда тематически к первым добавляются более поздние фрагменты. В номинации фрагментов представлены разные идеи философствования Платона.

Платон о значении понятия учиться

– «Теэтет»: «Вот скажи мне, учиться это значит становиться мудрее в том деле, которому учишься?» [Платон 2: 196].

Платон о значении игры

«Государство»: «Если же дети с самого начала будут играть как следует, то благодаря мусическому искусству они привыкнут к законности, и в полную противоположность другим детям эта привычка будет у них постоянно укрепляться

исказываться во всем, даже способствовать исправлению государства, если что в нем было не так» [Платон 3: 194].

«Законы»: «Надо жить играя. Что ж это за игра? Жертвоприношения, песни, пляски, чтобы уметь снискать к себе милость богов, а врагов отразить и победить в битвах»

[Платон 4: 256].

Платон о значении науки

– «Евтидем»: «Значит, как видно, наука дает людям не только счастье, но и мастерство в любом приобретении и деле» [Платон 1: 169].

122

– «Филеб»: «…одна сторона нашего знания, обращенная на науки, – творческая, другая же – воспитательная и образовательная?» [Платон 3: 64].

Платон о добре и зле

«Евтидем»: «Сократ. Но на самом деле, Критон, здесь больше видимости, чем истины. Ведь нелегко убедить их

втом, что и люди, и все прочие вещи, расположенные на грани неких двух [начал] и причастные к ним обоим, когда находятся посредине между благом и злом, оказываются хуже блага и лучше зла; те, что слагаются из двух разнородных благ, хуже каждого из них в том, в отношении чего каждое из них хорошо; и лишь те, что слагаются из двух разнородных зол и расположены посредине между ними, лучше каждого из двух зол, к которым они причастны» [Платон 1: 201].

«Государство»: «Стало быть, добродетель – это, повидимому, некое здоровье, красота, благоденствие души, а порочность – болезнь, безобразие и слабость» [Платон 3: 220].

«Законы»: «Самое великое зло – это господство страсти, когда душа дичает от вожделений» [Платон 4: 326].

Платон о государственном искусстве

– «Горгий»: «В государственном искусстве первой из этих частей соответствует искусство законодателя, второй – искусство судьи. Внутри каждой пары оба искусства связаны меж собою – врачевание сгимнастикой изаконодательство с правосудием, потому что оба направлены на один итот же предмет, но вместе стемиотличныдруготдруга» [Платон1: 497].

Платон о человеке, как знающем и одновременно незнающем

– «Евтидем»: «Но не делает ли это тебя менее знающим? а недавно ты сказал, что ты знающий. И таким образом, ты как таковой одновременно и существуешь и не существуешь в одном и том же отношении» [Платон 1: 185].

123

– «Теэтет»: «…может ли один и тот же человек, зная что-то, не знать того, что он знает?» [Платон 2: 220].

Платон о философии и философах

«Федон»: «Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним – умиранием и смертью»

[Платон 2: 14].

«Федон»: «Стало быть, именно в том прежде всего обнаруживает себя философ, что освобождает душу от общения с телом в несравненно большей мере, чем любой другой из людей?» [Платон 2: 15].

«Пир»: «Ведь мудрость – это одно из самых прекрасных на свете благ, а Эрот – это любовь к прекрасному, поэтому Эрот не может не быть философом, то есть любителем мудрости, а философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой» [Платон 2: 114].

«Федр»: «Поэтому по справедливости окрыляется только разум философа: у него всегда по мере его сил память обращена на то, чем божествен бог» [Платон 2: 158].

«Теэтет»: «Ибо как раз философу свойственно испытывать такое изумление. Оно и есть начало философии…» [Платон 2: 208].

«Софист»: «…диалектику никому другому не припишешь, кроме как искренне и справедливо философствующему?» [Платон 2: 324].

«Государство»: «А кто охотно готов отведать от всякой науки, кто с радостью идет учиться и в этом отношении ненасытен, того мы вправе будем назвать философом, не так ли?

а кого же ты считаешь подлинными философами?

Тех, кто любит усматривать истину» [Платон 3: 255].

«Государство»: «…толпе не присуще быть филосо-

фом…» [Платон 3: 273].

«Государство»: «Доказательства – это и есть преимущественно орудие философа» [Платон 3: 375].

124

– «Письма»: «И, восхваляя подлинную философию, я был принужден сказать, что лишь через нее возможно постичь справедливость в отношении как государства, так и частных лиц» [Платон 4: 477].

Платон об ошибках и причинах заблуждений

«Теэтет»: «Давай назовем мнение, оказывающееся ложным, иномнением, – когда кто-нибудь, принимая одну вещь за другую и смешивая их в разуме, утверждает, что она существует» [Платон 2: 248].

«Теэтет»: «Итак, остается следующее: ложное мнение бывает в том случае, когда, зная и тебя, и Феодора, имея на той знакомой нам восковой дощечке как бы отпечатки ваших перстней, но недостаточно отчетливо видя вас обоих издали,

ястараюсь придать каждому его знак в соответствии с моим зрительным ощущением и приспособить его к старому следу, чтобы таким образом получилось узнавание. И если мне это не удается, и, как, обуваясь, путают башмаки, так же и я зрительное ощущение от каждого из них прикладываю к чужому знаку или, как в зеркале, путаю правое и левое и ошибаюсь, тогда-то и получается заблуждение, а тем самым – ложное мнение» [Платон 2: 253-254].

«Софист»: «Заблуждение же есть не что иное, как отклонение мысли, когда душа стремится к истине, но проносится мимо понимания» [Платон 2: 291].

Платон о рефлексии

– «Алкивиад I»: «…если глаз желает увидеть себя, он должен смотреть в [другой] глаз, а именно в ту его часть, в которой заключено все достоинство глаза; достоинство это

зрение» [Платон 1: 262].

«Федр»: «Он любит, но не знает, что именно. Он не понимает своего состояния и не умеет его выразить; наподобие заразившегося от другого глазной болезнью, он не может найти ее причину – от него утаилось, что во влюбленном,

125

словно в зеркале, он видит самого себя; когда тот здесь, у возлюбленного, как и у него самого, утихает боль, когда его нет, возлюбленный тоскует по влюбленному так же, как тот по нему: у юноши это всего лишь подобие, отображение любви, называет же он это, да и считает, не любовью, а дружбой» [Платон 2: 164].

Платон о рабстве

«Алкивиад I»: «…дурному человеку подобает рабствовать: так будет лучше <…> порочность – это рабское свойство <…> добродетель присуща свободе <…> разве, мой друг, не следует избегать всего рабского?» [Платон 1: 266].

«Государство»: «Не годится и подражание рабыням

ирабам – ведь они выполняют лишь то, что положено рабам»

[Платон 3: 160-161].

Платон – большинство, толпа не обладает истиной

«Лахет»: «Сократ. Я думаю, что судить надо на основе знания, а не принимать решение по важному вопросу большинством голосов» [Платон 1: 274].

«Федон»: «Это значит не различать между истинной причиной и тем, без чего причина не могла бы быть причиною. Это последнее толпа, как бы ощупью шаря в потемках, называет причиной – чуждым, как мне кажется, именем»

[Платон 2: 58].

Платон о гармонии жизни, искусства, науки

– «Лахет»: «При этом мне такой человек представляется совершенным мастером музыки, создавшим прекраснейшую гармонию, но гармонию не лиры и не другого какого-то инструмента, годного для забавы, а истинную гармонию жизни, ибо он сам настроил свою жизнь как гармоническое созвучие слов и дел, причем не на ионийский лад и не на фригийский, а также и не на лидийский, но на дорийский, являющий собой единственную истинно эллинскую гармонию» [Платон 1: 278].

126

«Пир»: «Ведь не может же возникнуть гармония только оттого, что один звук выше, а другой ниже. Гармония

это созвучие, а созвучие – это своего рода согласие, а из начал различных, покуда они различны между собой, согласия не получается. И опять-таки, раздваивающееся и несогласное нельзя привести в гармонию, что видно и на примере ритма… Но когда гармонию и ритм нужно передать людям, то есть либо сочинить музыку, что называется мелодией, либо правильно воспроизвести уже сочиненные лады и размеры, что достигается выучкой, тогда эта задача трудна и требует большого искусника» [Платон 2: 95-96].

«Законы»: «…тот, кто не упражнялся в хороводах, человек невоспитанный, а кто достаточно в них упражнялся, тот воспитан» [Платон 4: 101].

Платон о мудрости

«Лахет»: «…каждый из нас хорош в том, в чем он мудр, там же, где он невежествен, он плох» [Платон 1: 286].

«Теэтет»: «Одно ли и то же знание и мудрость?» [Платон 2: 196].

«Государство»: «А тех, кто ценит все существующее само по себе, должно называть любителями мудрости, а не любителями мнений» [Платон 3: 261].

Платон об идеях

– «Евтифрон»: «… но чтобы определил идею как таковую, в силу которой все благочестивое является благочестивым. Ведь ты подтвердил, что именно в силу единой идеи нечестивое является нечестивым, а благочести-вое – благочестивым <…> …разъясни же мне относительно этой идеи, что именно она собой представляет, дабы, взирая на нее и пользуясь ею как образцом, я называл бы что-либо одно, совершаемое тобою либо кем-то другим и подобное этому образцу, благочестивым, другое же, не подобное ему, таковым бы не называл» [Платон 1: 300-301].

127

«Федон»: «…каждая из идей существует и что вещи в силу причастности к ним получают их имена…» [Платон 2: 61].

«Федон»: «…по-видимому, не только все эти противоположности не принимают друг друга, но и все то, что не

противоположно друг другу, однако же постоянно несет в себе противоположности, как видно, не принимает той идеи, которая противоположна идее, заключенной в нем самом, но, когда она приближается, либо гибнет, либо отступает перед нею» [Платон 2: 64].

«Софист»: «…истинное бытие – это некие умопостигаемые и бестелесные идеи…» [Платон 2: 314].

«Парменид»: «…идеи пребывают в природе как бы

ввиде образцов, прочие же вещи сходны с ними и суть их подобия, самая же причастность вещей идеям заключается не

вчем ином, как только в уподоблении им» [Платон 2: 354].

«Парменид»: «Повторяю, идеи существуют сами по себе и лишь к самим себе относятся, и точно так же то, что находится в нас, относится только к самому себе» [Платон 2: 355].

«Тимей»: «Если ум и истинное мнение – два разных рода, в таком случае идеи, недоступные нашим ощущениям

ипостигаемые одним лишь умом, безусловно, существуют сами по себе…» [Платон 3: 455].

Платон о рассудительности

– «Хармид»: «…как рассудительность, а именно возможность отличать знание от невежества, имеет то преимущество, что человек, обладающий этой возможностью, усваивая что-то иное, легче это усваивает, и все представляется ему более ясным, ибо всему, что он изучает, он предпосылает знание <…> …постигаю, что человеческий род будет подготовлен и снаряжен для сознательной жизни и деятельности таким образом: рассудительность, как верный страж, не допустит, чтобы вмешалось невежество и стало нашим помощ-

ником» [Платон 1: 366-367].

128

«Протагор»: «Вопрос, по-моему, состоял в следующем: мудрость, рассудительность, мужество, справедливость, благочестие – пять ли это обозначений одной и той же вещи, или, напротив, под каждым из этих обозначений кроется некая особая сущность и вещь, имеющая свое особое свойство, так что они не совпадают друг с другом?» [Платон 1: 461]

«Федр»: «Богатым пусть я считаю мудрого, а груд золота пусть у меня будет столько, сколько ни унести, ни увезти никому, кроме человека рассудительного» …» [Платон 2: 191].

«Государство»: «Итак, способности рассуждать подобает господствовать, потому что мудрость и попечение обо всей душе в целом – это как раз ее дело, начало же яростное должно ей подчиняться и быть ее союзником» [Платон 3: 216].

Платон о поэтическом искусстве, живописи

«Ион»: «…поэтическое искусство есть нечто цельное <…> … поэт – это существо легкое, крылатое и священное;

ион может творить лишь тогда, когда сделается вдохновенным и исступленным и не будет в нем более рассудка; а пока у человека есть этот дар, он не способен творить и пророчествовать» [Платон 1: 375-376].

«Федон»: «…поэт – если только он хочет быть настоящим поэтом – должен творить мифы, а не рассуждения»

[Платон 2: 11].

«Государство»: «…один род поэзии и мифотворчества весь целиком складывается из подражания – это, как ты говоришь, трагедия и комедия; другой род состоит из высказываний самого поэта – это ты найдешь преимущественно в дифирамбах; а в эпической поэзии и во многих других видах – оба эти приема…» [Платон 3: 159].

«Государство»: «…живопись – и вообще подражательное искусство – творит произведения, далекие от действительности, и имеет дело с началом нашей души, далеким от разумности; поэтому такое искусство и не может быть

129

сподвижником и другом всего того, что здраво и истинно»

[Платон 3: 399].

Платон о прекрасном

«Федон»: «Если существует что-либо прекрасное помимо прекрасного самого по себе, оно, мне кажется, не может быть прекрасным иначе, как через причастность прекрасному самому по себе» [Платон 2: 59].

«Пир»: «Вот каким путем нужно идти в любви – самому или под чьим-либо руководством: начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх – от одного прекрасного тела к двум, от двух – ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих

учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это – прекрасное. И в созерцании прекрасного самого по себе, дорогой Сократ, – продолжала мантинеянка, – только и может жить человек, его уви-

девший» [Платон 2: 121-122].

«Тимей»: «…все доброе, без сомнения, прекрасно,

апрекрасное не может быть чуждо меры. Значит, приходится признать, что и живое существо, долженствующее оказаться прекрасным, соразмерно» [Платон 3: 494].

Платон о творчестве

«Пир»: «Ты знаешь, творчество – [понятие] широкое. Все, что вызывает переход из небытия в бытие, – творчество, и, следовательно, создание любых произведений искусства

иремесла можно назвать творчеством, а всех создателей их – творцами» [Платон 2: 115].

«Федр»: «…творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых» [Платон 2: 154].

«Софист»: «…то, что приписывают природе, творится божественным искусством, то же, что создается людьми, –

130