Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Панорама философствования Запада Античность

..pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
1.68 Mб
Скачать

Сократ о значении речи в усвоении знаний

– Ксенофонт: «Или ты не обратил внимания на то, что все знания, получаемые нами благодаря обычаю, – знания прекрасные, так как посредством их мы научились жить, – все их мы усвоили при помощи слова; что и всякую другую прекрасную науку, которую кто-нибудь изучает, он изучает при помощи слова; что лучшие учителя больше всего действуют преимущественно словом; что люди, обладающие самыми важными знаниями, прекрасно говорят?» [Ксенофонт 1993: 78-79].

Сократ о том, что люди не стремятся анализировать себя

– Ксенофонт: «…обыкновенно люди проявляют интерес к чужим делам, а не стремятся анализировать самих себя» [Ксенофонт 1993: 93].

Сократозначимостипоступковмудрых, одобродетели

– Ксенофонт: «Таким образом, прекрасные и хорошие поступки совершают только мудрые, а немудрые не могут и, даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. А так как справедливые и вообще все прекрасные и хорошие поступки основаны на добродетели, то из этого следует, что и справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость» [Ксено-

фонт 1993: 97-98].

Сократ о счастье и хорошей деятельности

– Ксенофонт: «Нет, на мой взгляд, случай и деятельность – понятия совершенно противоположные: если человек не ищет, а случайно находит что-нибудь нужное, это я считаю счастьем; а если он путем изучения и упражнения исполняет что-нибудь хорошо, это я признаю хорошей деятельностью, и, кто ведет такой образ жизни, тот, мне кажется, хорошо живет. Самые лучшие и всего более угодные богам люди, говорил он, – это те, кто хорошо исполняет свою работу, – в области земледелия – земледельческую, в области государственной деятельности – государственную; а кто ни-

111

чего хорошо не делает, говорил он, тот никуда не годен и богам не угоден» [Ксенофонт 1993: 100-101].

Сократ о своей влюбленности

Ксенофонт: «Так, Сократ часто говаривал, что он

вкого-нибудь влюблен; но всем было ясно, что его влекло к тем, кого природа одарила не телом красивым, а высокими духовными качествами» [Ксенофонт 1993: 114].

Сократ об обогащении добродетельностью учением мудрецов

– Ксенофонт: «…я в восторге от тебя, что ты предпочел серебру и золоту сокровища мудрости: видно, ты убежден, что серебро и золото не делают человека нисколько лучше, а учение мудрецов обогащает добродетелью того, кто им владеет» [Ксенофонт 1993: 118].

Сократ об определении ценности

– Ксенофонт: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может. Занимаясь тем, что знает, он удовлетворяет свои нужды и живет счастливо, а не берясь за то, чего не знает, не делает ошибок и избегает несчастий. Благодаря этому он может определить ценность также и других людей и, пользуясь также ими, извлекает пользу и оберегает себя от несчастий» [Ксе-

нофонт 1993: 123].

Сократ о способности к диалектике; разделение по родам

– Ксенофонт: «Кто не задается высокими целями, а гонится всеми способами только за наслаждениями, чем может тот отличаться от безрассудных скотов? Нет, только воздержные могут задаваться высокими целями и, разделяя в теории и на практике предметы по родам, хорошим отдавать предпочтение, а дурных избегать.

112

При таком методе, говорил Сократ, люди становятся высоконравственными, очень счастливыми и весьма способными к диалектике. Да и слово “диалектика”, говорил он, произошло оттого, что люди, совещаясь в собраниях, разделяют предметы по родам. Поэтому надо стараться как можно лучше подготовиться к этому и усердно заниматься этим: таким путем люди становятся в высшей степени нравственными, способными к власти и искусными в диалектике»

[Ксенофонт 1993: 141-142].

Сократ о знании того, что такое данный предмет

– Ксенофонт: «…Сократ развивал в своих друзьях способность к диалектике. Сократ держался такого мнения: если кто знает, что такое данный предмет, то он может объяснить это и другим; а если не знает, то нисколько не удивительно, что он и сам ошибается и вводит в ошибку других» [Ксено-

фонт 1993: 142].

Сократ о формах правления

– Ксенофонт: «Монархию и тираннию Сократ считал формами правления, но находил между ними разницу: правление при добровольном согласии народа и на основании законов республики он считал монархией, а правление против воли народа и не на основании законов, а по произволу правителя – тираннией. Где должностные лица выбираются из людей, исполняющих законы, такой государственный строй он считал аристократией; где на основании ценза – плутократией; где из всех граждан – демократией» [Ксенофонт 1993: 146-147].

Сократ о том, что богатство в душе

– Ксенофонт: «А ну-ка, сказал Сократ, ты теперь говори нам, Антисфен, как это ты, имея столь мало, гордишься богатством.

По моему убеждению, друзья, у людей богатство и бедность не в хозяйстве, а в душе» [Ксенофонт 1993: 176].

113

Сократ о ценностях

Ксенофонт: «…ценность есть то, от чего можно получать пользу» [Ксенофонт 1993: 198, 199].

Ксенофонт: «Ведь ценность человека для практической жизни, прибавил я, увеличивается не от красоты, а от его внутренних достоинств» [Ксенофонт 1993: 223].

ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ СОКРАТА, ПРЕДСТАВЛЕННОЕ в ДИАЛОГАХ ПЛАТОНА

Сократ о своей философской учебе

Платон «Менон»: «Сократ. Видно, Менон, и я и ты – оба мы люди никудышные, и мало чему научил тебя Горгий,

аменя – Продик. Прежде всего нам надо взглянуть на самих себя и поискать, кто бы мог каким-нибудь способом сделать нас лучше» [Платон 1: 608].

Платон «Кратил»: «Конечно, если бы я успел прослушать у Продика пятидесятидрахмовый урок, после чего, по его словам, можно и самому стать учителем… Да вот такогото урока я не слыхал, а прослушал всего лишь драхмовый»

[Платон 1: 613-614].

Платон «Государство»: «Вот она, мудрость Сократа: сам не желает никого наставлять, а ходит повсюду, всему учится у других и даже не отплачивает им за это благодарностью.

Что я учусь у других, это ты правду сказал, Фрасимах, но что я, по-твоему, не плачу благодарностью, это – ложь. Я ведь плачу как могу. А могу я платить только похвалой – денег у меня нет» [Платон 3: 93].

Сократ о мудрости бога, о своем незнании и о знании

– Платон «Апология Сократа»: «…мудрым-то оказывается бог… из вас, о люди, мудрейший тот, кто, подобно Сократу, знает, что ничего-то по правде не стоит его мудрость»

[Платон 1: 76].

114

Сократ о смысле своего философствования

– Платон «Апология Сократа»: «Желать вам всякого добра – я желаю, о мужи афиняне, и люблю вас, а слушаться буду скорее бога, чем вас, и, пока есть во мне дыхание и способность, не перестану философствовать, уговаривать и убеждать всякого из вас, кого только встречу, говоря то самое, что обыкновенно говорю: о лучший из мужей, гражданин города Афин, величайшего из городов и больше всех прославленного за мудрость и силу, не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как; можно больше, о славе и о почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, не заботишься и не помышляешь?» [Платон 1: 83-84].

– Платон «Апология Сократа»: «Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, молодого и старого, заботиться раньше и сильнее не о телах ваших или о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше, говоря вам: не от денег рождается доблесть, а от доблести бывают у людей и деньги и все прочие блага, как в частной жизни, так и в общественной» [Платон 1: 84].

Сократ о своем внутреннем голосе (гении)

– Платон «Феаг»: «Благодаря божественной судьбе с раннего детства мне сопутствует некий гений – это голос, который, когда он мне слышится, всегда, что бы я ни собирался делать, указывает мне отступиться, но никогда ни к чему меня не побуждает» [Платон 1: 122].

Сократ о своих обвинителях

– Платон «Горгий»: «…обвинителем моим и правда будет негодяй – ведь ни один порядочный человек не привлечет невинного к суду, – и я не удивлюсь, услышав смертный приговор. <…> и раз я никогда не веду разговоров ради того, чтобы угодить собеседнику, но всегда, о чем бы ни говорил, – ради высшего блага, а не ради особого удовольствия, – раз я не

115

хочу следовать твоему совету и прибегать к хитрым уловкам, мне невозможно будет защищаться в суде» [Платон 1: 568].

Сократ о значимости справедливости и истины

Платон «Критон»: «… не так-то должны мы заботиться о том, что скажет о нас большинство, мой милый, а должны заботиться о том, что скажет о нас тот, кто понимает, что справедливо и что несправедливо, – он один да еще сама истина» [Платон 1: 103].

Платон «Алкивиад II»: «Очевидно, и у богов и у людей, имеющих ум, должны особенно почитаться справедливость и разумение: разумные же и справедливые – это именно те, кто знает, что должно делать и говорить, обращаясь как к богам, так и к людям» [Платон 1: 139].

Сократ о мудрости, счастье и добре

Платон «Евтидем»: «Значит, мудрость во всем несет людям счастье, ибо мудрость ни в чем не ошибается, но необходимо заставляет правильно действовать и преуспевать»

[Платон 1: 168].

Платон «Евтидем»: «…все то, что мы раньше назвали благами, не потому носит это имя, что по самой своей природе является таковым, но вот почему: если этими вещами руководит невежество, то они – большее зло, чем вещи противоположные, причем настолько большее, насколько сильнее они подчиняются руководящему началу, выступающему как зло; если же их направляют разумение и мудрость, то они скорее будут добром; само же по себе ни то ни другое ничего не стоит» [Платон 1: 170].

Сократ о речевой деятельности

– Платон «Хармид»: «Потому-то и надо прежде всего и преимущественно лечить душу, если хочешь, чтобы и голова и все остальное тело хорошо себя чувствовали. Лечить же душу, дорогой мой, должно известными заклинаниями, последние же представляют собой не что иное, как

116

верные речи: от этих речей в душе укореняется рассудительность, а ее укоренение и присутствие облегчают внедрение здоровья и в области головы и в области всего тела» [Пла-

тон 1: 345].

– Платон «Федр»: «Сократ. Искусство красноречия не есть ли вообще умение увлекать души словами, не только в судах и других общественных собраниях, но и в частном быту?» [Платон 2: 170].

Сократ о своих методах вопрошания и возражения (майевтика)

Платон «Гиппий Большой»: «Я ведь довольно опытен

втом, что касается возражений. Поэтому, если тебе все равно, я буду тебе возражать, чтобы получше выучиться» [Пла-

тон 1: 393].

Платон «Протагор»: «Для меня самое главное – исследование вопроса, хотя может случиться, что при этом мы исследуем и того, кто спрашивает, то есть меня самого, и того, кто отвечает» [Платон 1: 445].

Платон «Горгий»: «Ведь я, о чем бы ни говорил, могу выставить лишь одного свидетеля – собеседника, с которым веду разговор, а свидетельства большинства в расчет не принимаю и о мнении могу справиться лишь у одного, со мно-

гими же не стану беседовать. Гляди теперь, готов ли ты

всвою очередь подвергнуться испытанию, отвечая на мои вопросы» [Платон 1: 510].

Платон «Менон»: [Сократ] «Ведь не то что я, путая других, сам ясно во всем разбираюсь – нет: я и сам путаюсь, и других запутываю. Так и сейчас – о том, что такое добродетель, я ничего не знаю, а ты, может быть, и знал раньше, до встречи со мной, зато теперь стал очень похож на невежду

вэтом деле. И все-таки я хочу вместе с тобой поразмыслить и поискать, что она такое» [Платон 1: 588].

117

Платон «Менон»: «Сократ. Видишь, Менон, я ничего ему не внушаю, а только спрашиваю. И вот теперь он дума-

ет…» [Платон 1: 590].

Платон «Федон»: [Федон] «Если я был восхищен сверх всякой меры, так это тем, во-первых, с какой охотой, благожелательностью и даже удовольствием он встретил возражения своих молодых собеседников…» [Платон 2: 46].

Платон «Пир»: «Нет, милый мой Агафон, ты не в силах спорить с истиной, а спорить с Сократом дело нехитрое»

[Платон 2: 111].

Платон «Теэтет»: «А повивальное это искусство я

имоя мать получили в удел от бога, она – для женщин, я – для благородных юношей, для тех, кто прекрасен» [Платон 2: 274].

Философствование Сократа устремлено к понятиям

Платон «Гиппий Большой»: «Ведь я тебя спрашиваю, друг, что такое красота сама по себе…» [Платон 1: 400].

Платон «Менон»: «Сократ. Если бы я мог повелевать не только собою, но и тобою, Менон, мы бы ни за что не стали исследовать, можно ли научиться добродетели или нельзя, прежде чем мы не нашли бы, что же такое сама добродетель»

[Платон 1: 597].

Сократ о человеке, о сущностном значении души

Платон «Алкивиад I»: «Человек – не является ли он одной из трех вещей? … Душа, тело и целое, состоящее из того и другого» [Платон 1: 258].

Платон «Алкивиад I»: «Нужно ли мне с большей ясностью доказать тебе, что именно душа – это человек?» [Платон 1: 259].

Платон «Алкивиад I»: «…душа, если она хочет познать самое себя, должна заглянуть в душу, особенно же в ту

еечасть, в которой заключено достоинство души – муд-

рость…» [Платон 1: 262-263].

118

– Платон «Горгий»: «…я озабочен тем, чтобы душа моя предстала перед судьею как можно более здравой. Равнодушный к тому, что ценит большинство людей, – к почестям и наградам, – я ищу только истину и стараюсь действительно стать как можно лучше, чтобы так жить, а когда придет смерть, так умереть» [Платон 1: 573].

Сократ о решающем значении науки о добре и зле

Платон «Хармид»: «…не сознательная жизнь приводит к благополучию и счастью и не все науки, сколько их есть, но лишь одна эта, единственная наука – о добре и зле»

[Платон 1: 369].

Платон «Теэтет»: «Сократ. В моем повивальном искусстве почти все так же, как и у них,– отличие, пожалуй,

лишь в том, что я принимаю у мужей, а не у жен и принимаю роды души, а не плоти. Самое же великое в нашем искусстве – то, что мы можем разными способами допытываться, рожда-

ет ли мысль юноши ложный призрак или же истинный и полноценный плод» [Платон 2: 201-202].

Сократ о неизбежности рабства

– Платон «Алкивиад I»: «Следовательно, дурному человеку подобает рабствовать: так будет лучше» [Платон 1: 266].

Сократ перед смертью

Платон«Федон»: «Я был свидетелем кончины близкого друга, а между тем жалости к нему не ощущал – он казался мне счастливцем, Эхекрат, я видел поступки и слышал речи счастливого человека! До того бесстрашно и благородно он умирал, что у меня даже являлась мысль, будто и в Аид он отходит не без божественного предопределения и там, в Аиде, будет блаженнее, чем кто-либо иной» [Платон 2: 8].

Платон «Федон»: «…человек, который действительно посвятил жизнь философии, перед смертью полон бодрости

инадеждыобрестизамогилойвеличайшиеблага» [Платон2: 14].

119

Платон «Федон»: «Но в род богов не позволено перейти никому, кто не был философом и не очистился до конца, – никому, кто не стремился к познанию. Потому-то, милые мои Симмий и Кебет, истинные философы гонят от себя все желания тела, крепятся и ни за что им не уступают, не боясь разорения и бедности в отличие от большинства, которое корыстолюбиво…» [Платон 2: 38].

Платон «Федон»: «Ну, пора мне, пожалуй, и мыться:

ядумаю, лучше выпить яд после мытья и избавить женщин от лишних хлопот – не надо будет обмывать мертвое тело»

[Платон 2: 76].

– Платон «Федон»: «Но молиться богам и можно и нужно – о том, чтобы переселение из этого мира в иной было удачным. Об этом я и молю, и да будет так.

Договорив эти слова, он поднес чашу к губам и выпил до дна – спокойно и легко» [Платон 2: 79].

СОКРАТ в ПРЕДСТАВЛЕНИИ АРИСТОТЕЛЯ

Аристотель «О софистических опровержениях»: «По этой же причине Сократ ставил вопросы, но не давал ответов, ибо признавал, что он [их] не знает» [Аристотель 2: 592].

Аристотель «Метафизика»: «С другой стороны, Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытал-

ся давать их общие определения (…Между тем Сократ с полным основанием искал суть вещи, так как он стремился делать умозаключения, а начало для умозаключения – это суть вещи: ведь тогда еще не было диалектического искусства, чтобы можно было, даже не касаясь сути, рассматривать противоположности, а также познает ли одна и та же наука противоположности; и в самом деле, две вещи можно по справедливости приписывать Сократу – доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания). Но Сократ не считал отделенными от вещей ни общее, ни определения» [Аристотель 1: 327-328].

120