Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 2023-2024 / Халатов С. А. - Представительство в гражданском и арбитражном процессе - 2002.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
907.26 Кб
Скачать

§ 2. Правоспособность процессуального представителя 103

ренней, сущностной стороной, отчетливо проявляется во французском, германском и англо-американском праве. Изложенное свидетельствует о том, что процессуальное представительство, в какой бы системе права и процесса оно ни функционировало, всегда является сложным явлением, стоящим на границе публичного и частного права.

Полномочия процессуального представителя определяются чрезвычайно широко, что создает основу для его участия в процессе с большим объемом процессуальных прав. При всем позитивном отношении к существующему положению вещей следует отметить, что должны быть некоторые ограничения процессуального законодательства. Такие ограничения могут касаться субъектного состава представительства, т. е. лиц, наделяемых полномочиями, а также объема полномочий, данных представителю.

Так, ст. 47 ГПК РСФСР и ст. 51 АПК РФ запрещает выступать в качестве судебных представителей судьям, следователям и прокурорам. Запрет не распространяется на участие в процессе указанных лиц в качестве уполномоченных соответствующего суда, прокуратуры или в качестве законных представителей. Мотивом законодателя для запрета участия судей, прокуроров и следователей в процессе предполагается устранение возможных сомнений в объективности и беспристрастности суда, рассматривающего дело1. Систематическое толкование нормы ст. 47 ГПК РСФСР и ст. 51 АПК РФ позволяет сделать вывод, что запрет распространяется на судей, прокуроров и следователей прокуратуры и не распространяется на следователей органов внутренних дел, органов безопасности и налоговой полиции, которые также имеют право вести предварительное следствие. Возникает вопрос: почему участие в процессе следователя прокуратуры может за-

1 См., например: Щеглов В. Н. Субъекты судебного гражданского процесса. Томск, 1979. С. 93.

104 Глава 2. Процессуальное положение представителя

ронить сомнение в объективности и беспристрастности суда, рассматривающего дело, а участие, предположим, следователя органов безопасности не влечет за собой возникновение такого сомнения? Ведь в обязанности и следователя прокуратуры, и следователей иных органов не входит участие в рассмотрении судами гражданских дел в порядке, предусмотренном ст. 41 ГПК РСФСР и ст. 41 АПК РФ. Эти обязанности возложены, в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», на помощников прокурора. Однако, поскольку следователям, как государственным служащим, запрещено заниматься иной оплачиваемой деятельностью, а представительская деятельность преимущественно осуществляется за плату и в связи с тем, что принятие на себя представительства чужих интересов предполагает уде-ление этому значительного времени, что не может благоприятно сказываться на государственной службе, следовало бы все же запретить участие в гражданском судопроизводстве работников следственных органов. В связи с изложенным представляется целесообразным изложить предложение второй ч. 3 ст. 47 ГПК РСФСР и ч. 2 ст. 51 АПК РФ в следующей редакции: «Это правило не распространяется на выступления в процессе указанных лиц в качестве уполномоченных соответствующего суда, прокуратуры или следственного органа, в качестве законных представителей».

Недопустимость принятия поручения на ведение дела от процессуального противника своего доверителя имеет лишь нравственный характер, но не следует из запрета процессуального законодательства1. По этой причине воспрепятствовать представлению интересов лиц с противоположными интересами в настоящее время имеют возможность только коллегии адвокатов в отношении своих членов в соответствии с п. 16 Положения об адвокатуре РСФСР. Вполне обоснованным будет установление процессуального запрета представитель-

См., например: Ватман Д. П. Указ. соч. С. 9.