Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Учебный год 2023-2024 / Totyev_K_Yu_Konkurentnoe_pravo_pdf

.pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
1.62 Mб
Скачать

ливать на территории России юридические и фактические препятствия (ограничения прав и свобод, таможенные границы, пошлины, сборы и т. п.) для осуществления свободы экономической деятельности и добросовестной конкуренции. Исключение может быть сделано лишь с целью защиты основ конституционного строя, нравственности, жизни и здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Перечисленные ограничения вводятся только в форме федерального закона. Примером таких ограничений служит п. 1 ст. Ю и п . 2 ст. 209 ГК РФ.

Анализ конституционных положений показывает, что Конституция РФ рассматривает поддержку конкуренции как обязательную деятельность государства и одновременно как гарантию реализации принципа свободы экономической деятельности в допускаемых законом границах.

Федеральные законы занимают следующую ступень в вертикальной иерархии норм законодательства о поддержке конкуренции.

Центральное место среди них занимает Закон о конкуренции на товарных рынках. Необходимо выделить его наиболее важные и характерные черты.

1.Закон о конкуренции на товарных рынках является первым российским антимонопольным законом. В нем содержатся понятийный аппарат антимонопольного законодательства, положения о функциях, структуре и компетенции антимонопольных органов, признаки составов нарушений антимонопольного законодательства, требования государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией, правила об ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, а также о принятии, обжаловании и исполнении решений и предписаний антимонопольных органов.

2.Закон о конкуренции на товарных рынках по своим целям наиболее близок к европейской модели антимонопольного законодательства и базируется на принципе «контроль за злоупотреблениями рыночной властью» (ст. 5, 17—18 Закона о конкуренции на товарных рынках). В то же время в Законе имеются черты американской системы антитрестовского законодательства, построенной на основе принципа «запрещение монополий» (например, в п. 1, 3 ст. 6 Закона о конкуренции на товарных рынках со-

91

держится абсолютный запрет соглашений о разделе рынка по объему продаж или территории). Сравнивая законы о конкуренции России и других стран Центральной и Восточной Европы с законодательными актами США, американские специалисты подчеркивают, что антитрестовские законы США сформулированы более общо, а конкретные схемы и ситуации закрепляются прецедентным путем. Новое законодательство стран Центральной и Восточной Европы в большей степени, нежели американское, сосредоточено на контроле за поведением доминирующих хозяйствующих субъектов.1

3. Теоретико-экономической основой Закона о конкуренции на товарных рынках послужил структурно-регу- лятивный принцип. Это означает, что с помощью Закона предполагается не только противодействовать имеющим место противоправным монополистическим проявлениям, но и предотвращать возникновение хозяйствующих субъектов или организационных связей между ними, монополизирующих экономику и негативно влияющих на структуру рынка.

4. Закон о конкуренции на товарных рынках является инструментом государственного регулирования рыночных отношений и применяется с целью:

охраны и поощрения конкуренции;

осуществления контроля за хозяйствующими субъектами, обладающими существенной экономической властью на товарном рынке;

регулирования процессов концентрации на товарных рынках и контроля за структурой рынка;

защиты прав и интересов потребителей;

содействия малому предпринимательству.

5. Можно предположить, что законодатель исходит из верховенства Закона о конкуренции на товарных рынках по отношению к другим федеральным законам, составляющим антимонопольное законодательство.2 Данный вывод

1См.:ПиттманР.Некоторыенаиболеезначимыеположенияантимонопольного законодательства стран Центральной и Восточной Европы II США: экономика, политика, идеология. — 1992. — № 8. — С. 15.

Автор настоящего курса высказывает эту мысль в порядке предположения и сознает, что она весьма уязвима (Закон о конкуренции на товарных рынках является не конституционным, а обычным законом), хотя и основывается на буквальном толковании правовой нор-

92

В то же время необходимо отметить, что, если Закон о конкуренции на товарных рынках допускает установление иных положений в специальном законе, то приоритет имеет последний. Так, предусматривая в п. 2 ст. 7 Закона о конкуренции на товарных рынках общий запрет на совмещение функций органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов и на наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, Закон тем не менее допускает законодательно зафиксированные исключения из этого правила. В частности, они предусмотрены в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (с изменениями и дополнениями), где установлено, что государственным заказчиком по организации выполнения федеральных целевых программ и обеспечения поставок для федеральных государственных нужд может быть как федеральный орган исполнительной власти и государственное учреждение, так и хозяйствующий субъект.

6. Сфера применения Закона о конкуренции на товарных рынках определяется несколькими характеристиками, а именно:

действием в пространстве и во времени;

существом регулируемых отношений;

действием по кругу лиц.

Указанный Закон, будучи федеральным, вступил в силу и действует одновременно на всей территории Российской Федерации с 1991 года. По общему правилу его нормы не имеют обратной силы. В самом Законе не предусматриваются исключения из этого традиционного положения. На территории субъектов Российской Федерации не могут приниматься нормативные акты, противоречащие требованиям данного Федерального закона, вопросы которого относятся к исключительной конституционной компетенции Российской Федерации. Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в данный Закон о конкуренции на товарных рынках (Законы РФ от 24 июня 1992 г. № 3119-1, от 15 июля 1992 г. № 3310-1, Федеральные законы от 25 мая 1995 г. № 83-ФЗ, от 6 мая 1998 г. № 70-ФЗ, от 2 января 2000 г. № 3-ФЗ) также не предусматривали положения о придании им обратной силы. Это относится и к нормативным правовым актам, принятым в соответствии с Законом о конкуренции на товарных рынках.

94

В то же время важной особенностью Закона о конкуренции на товарных рынках является его экстерриториальный характер. Он выражается в том, что Закон применяется в тех случаях, когда действия и соглашения, указанные в п. 1 ст. 2 Закона о конкуренции на товарных рынках совершаются или заключаются за пределами территории Российской Федерации. Для того чтобы применить правила Закона о конкуренции на товарных рынках к таким соглашениям (действиям), в соответствии с теорией последствий необходимо доказать, что они приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут другие отрицательные последствия на рынках в России.

Если рассматривать сферу применения антимонопольных (антитрестовских) законов других стран и сравнивать её со сферой применения российского Закона о конкуренции на товарных рынках, то следует констатировать, «что

вбольшинстве случаев законодательство имеет строго территориальный характер, то есть регулирует операции фирм

впределах национальных регионов (рынков). Лишь зако-

нодательные акты США, Канады и ЕЭС в отдельных деталях являются экстерриториальными».1

Что касается действия Закона о конкуренции на товарных рынках по кругу лиц, то его правила распространяются на соответствующие отношения, влияющие на конкуренцию и складывающиеся с участием российских и иностранных юридических лиц, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также физических лиц. Этот перечень прежде всего охватывает индивидуальных предпринимателей, а также коммерческие и некоммерческие организации (ст. 23, 50 ГК РФ):

1)индивидуальные предприниматели — граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и имеющие государственную регистрацию;

2)коммерческие организации преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;

Агаев Р. Г. Сравнительно-правовой анализ антимонопольного законодательствазарубежныхстранипрактикиегоприменения//

Законодательство и экономика. — 1995. — № 3/4. — С. 114.

95

3) некоммерческие организации не имеют извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Другую группу субъектов отношений, регулируемых комментируемым Законом, составляют властные органы:

1)органы исполнительной власти (федеральные и субъектов Российской Федерации);

2)органы местного самоуправления.

Органы законодательной и судебной власти не являются субъектами рассматриваемых отношений, что может быть обосновано ссылками на конституционный принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ). В этой связи антимонопольные органы, действующие на основании Закона о конкуренции на товарных рынках и являющиеся федеральными органами исполнительной власти, не вправе контролировать самостоятельные органы законодательной и судебной власти. Данный принцип имеет ключевое значение для Закона о конкуренции на товарных рынках и последовательно проводится во всех его статьях. Так, в ст. 7—8 Закона о конкуренции на товарных рынках органы законодательной и судебной власти не рассматриваются в качестве субъектов монополистической деятельности.

В ст. 2 Закона о конкуренции на товарных рынках содержится ряд исключений из общих правил о сфере его действия.

Во-первых, Закон о конкуренции на товарных рынках не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав. К объектам исключительных прав гражданина или юридического лица в соответствии со ст. 138 ГК РФ относятся результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.). Исключение из сферы действия Закона о конкуренции на товарных рынках этих отношений объясняется их монопольной природой, ведь использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, являющихся объектами исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя. Рассматриваемое исключение не применяется, если соглашения, связанные с использование таких прав, специально направлены на ограничение конкуренции.

96

Данную оговорку можно проследить на примере правил о договоре коммерческой концессии (Глава 54 ГК РФ). ГК РФ, допуская в п. 1 ст. 1033 отдельные ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии в отношении использования интеллектуальной собственности, тем не менее предполагает возможность признания договора недействительным по требованию антимонопольных органов в случае его противоречия антимонопольному законодательству.

Во-вторых, следующее исключение из общих правил затрагивает отношения, в которых участвуют субъекты рынка ценных бумаг и финансовых услуг. Эти отношения регулируются иными законодательными актами Российской Федерации, если они удовлетворяют нескольким условиям:

1)указанные отношения связаны с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг;

2)отношения не оказывают влияния на конкуренцию на товарных рынках.

Отношения в сфере рынка ценных бумаг и финансовых услуг, не удовлетворяющие совокупности этих условий, должны регулироваться Законом о конкуренции на товарных рынках. В частности, этот вывод касается правил государственного контроля за экономической концентрацией на рынках (Раздел V Закона о конкуренции на товарных рынках).

7. Закон о конкуренции на товарных рынках содержит целый ряд изъятий из нормативно установленных правил (запретов) как по сферам применения самого Закона, так

ипо отдельным действиям хозяйствующих субъектов.

Закон не распространяется на отношения, связанные с

объектами исключительных прав, за исключением случаев, когда соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции.

Отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, регулируются рассматриваемым законом только в том случае, если складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках (п. 3 ст. 2 Закона о конкуренции на товарных рынках). Однако данное исключение не затрагивает сферы государственного контроля за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций (объединений) и за обращением акций (долей), то есть за экономической концентрацией.

4—802

97

Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства. Субъектами такой процедуры являются не только юрисдикционные органы, но и хозяйствующие субъекты. Последние должны учитывать, что решения (предписания) МАП России и его территориальных управлений обжалуются с учетом института исковой давности (ст. 197 ГК РФ и п. 2 ст. 28 Закона о конкуренции на товарных рынках).

Таким образом, изложенное ранее позволяет утверждать, что Закон о конкуренции на товарных рынках носит комплексный характер.

12.Многоотраслевая правовая специфика Закона о конкуренции на товарных рынках предопределяет «сложный субъектный состав правоотношений, то есть в круг субъектов, ответственных за нарушение антимонопольного законодательства, включаются как юридические лица, так

играждане»,1 прежде всего имеющие статус коммерческих

инекоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей.

13.Антимонопольный закон России несет в себе созидательную, предупредительную (стимулирующую) и пресекателъную (репрессивную) направленность. Отсюда — наличие в Законе всего комплекса регулятивных, правоохранительных, императивных и диспозитивных юридических норм. Важное значение имеют дефинитивные нормы, закрепляющие понятийный аппарат антимонопольного законодательства.

Рассмотренные черты российского Закона о конкуренции на товарных рынках роднят его с зарубежным антимонопольным законодательством, глубоко исследовавшимся в отечественной юридической литературе и ранее.2 Но упомянутый Закон имеет и отличительные характеристики. Наиболее значимой среди них является включение в число субъектов монополистической деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Олейник О. Конкуренция и монополизм (опыт сравнительного анализа) // Вестник Верховного Суда СССР. — 1991. — № 12. — С. 20.

См., например: Жидков О. А. Законодательство о капиталистических монополиях. — М., 1968; Мозолин В. П. Корпорации, монополии и право в США. — М., 1966.

100

Соседние файлы в папке Учебный год 2023-2024