Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Учебный год 2023-2024 / Totyev_K_Yu_Konkurentnoe_pravo_pdf

.pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
1.62 Mб
Скачать

онного обеспечения антимонопольного регулирования в нашей стране.

Правовой базой для решения этих проблем служат ст. 13—14 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст. 25—26 Закона о конкуренции на финансовых рынках: и ст. 3, 8 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». В них устанавливается обязанность хозяйствующих субъектов (их руководителей) и властных органов (их должностных лиц) представлять по требованию антимонопольных органов достоверные документы, письменные (устные) объяснения и иную необходимую информацию. Уполномоченные сотрудники антимонопольных органов имеют право беспрепятственного доступа в соответствующие органы государственной власти и хозяйствующие субъекты, а также в другие организации и учреждения и знакомства с необходимыми документами. Данное право ограничено рамками выполняемых представителями антимонопольных органов функций и реализуется исключительно на основании специального запроса антимонопольных органов, оформляемого в письменном виде.

2.ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВООРЕГУЛИРУЕМЫХ МОНОПОЛИЯХ

Законодательство о регулируемых монополиях включает прежде всего нормативные правовые акты о естественных и государственных монополиях. Именно эти виды монополий подвергаются в настоящее время наиболее интенсивному государственному регулированию.

Законодательство о естественных монополиях

формируется федеральным законодателем и субъектами Российской Федерации.

В соответствии с п. «и» ст. 71 Конституции РФ федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь находятся в исключительном ведении Российской Федерации и регулируются федеральными законами. Кроме того, согласно Конституции РФ (ст. 71, п. «ж»), установление правовых основ единого рынка и основы ценовой политики отнесены к предмету исключительного ведения Российской Федерации. Поэтому не случайно в ст. 4 Зако-

111

Правительство Москвы в соответствии с постановлением от 27 октября 1995 г. № 893-ПП «О совершенствовании ценовой и тарифной политики в городе Москве» (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Москвы от 9 ноября 1999 г. № 1017) утвердило концепцию ценовой политики на территории г. Москвы и образовало Региональную межведомственную комиссию по ценовой и налоговой политике. Председателю указанной комиссии предоставлено право принимать решения по ценам и тарифам, относящимся к компетенции Правительства Москвы.

Муниципальные образования также могут влиять на деятельность локальных естественных монополистов, поскольку, согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,1 в их ведении находятся такие вопросы местного значения, как: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи.

К области местного значения, касающейся естественных монополистов, законами субъектов Российской Федерации могут быть отнесены иные вопросы их деятельности. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции РФ и п. 1, 4 ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в сфере деятельности субъектов естественных монополий, но исключительно на основании федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Все это не исключает применения единых принципов ценового воздействия на субъекты естественных монополий на всей территории Российской Федерации. Тем более

СЗ РФ. — 1995. — № 35. — Ст. 3506. С изменениями и дополнениями: СЗ РФ. — 1996. — № 17. — Ст. 1917; СЗ РФ. — 1996. — № 49. — Ст. 5500; СЗ РФ. — 1997. — № 12. — Ст. 1378.

113

что экономическая сущность естественных монополии универсальна. Поэтому, рассматривая законодательство о ценовом регулировании естественных монополистов, следует констатировать, что назрела необходимость принятия специального федерального закона об основах ценовой политики, закрепляющего ключевые принципы государственного регулирования и порядка формирования цен (тарифов). Предмет регулирования этого закона будет неизбежно пересекаться со сферой применения действующего Закона о естественных монополиях, так как основной областью применения регулируемых цен являются именно товарные рынки естественных монополий (федеральные, региональные и местные). В случае разработки и принятия указанного проекта закона предстоит скоординировать его с существующим законодательством о естественных монополиях.

Законодательство о государственных монополиях по своему уровню является федеральным. Это связано с его ярко выраженным ограничительным характером. Согласно п. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены исключительно федеральным законом. К числу федеральных законов, устанавливающих режим государственной монополии, можно отнести Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. в редакции от 8 июля 1999 г. № 139-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» (ст. 4, 29), Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (ст. 17), Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (п. 3 ст. 10), Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техни- ческом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (ст. 5), Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» в редакции Федерального закона от 7 января 1999 г. № 18-ФЗ (ст. 4). На основании положений этих федеральных законов принимаются указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и ведомственные акты, обеспечивающие государственную монополию в соответствующей сфере.

114

Т е м а 5

СУБЪЕКТЫ

КОНКУРЕНЦИИ

Хозяйствующие субъекты — реальные и потенциальные конкуренты.

— Хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке. — Аффилированные лица и группа лиц. — Финансово-про- мышленные группы и объединения хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках

Одной из самых значимых характеристик организации является её взаимосвязь с внешней средой. Ни одна организация не может быть «островом в себе».

М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, «Основы менеджмента»

1. ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ — РЕАЛЬНЫЕ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ КОНКУРЕНТЫ

Субъекты конкуренции — это участники конкурентной борьбы на товарных и финансовых рынках. В зависимости от вида рынка, специфики предпринимательской деятельности и организационно-правовой формы предприятия законодатель различает хозяйствующие субъекты и финансовые организации.1

ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ

— российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели

(часть 5 ст. 4 Закона о конкуренции на товарных рынках)

Термин «финансовая организация» применяется в Законе о конкуренции на финансовых рынках.

115

Таким образом, в состав хозяйствующих субъектов включены три категории предпринимателей независимо от места их регистрации (на территории Российской Федерации или за её пределами):

1)коммерческие организации;

2)некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

3)индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

Исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций содержится в п. 2 ст. 50 ГК РФ: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Все эти субъекты, за исключением унитарных и иных предусмотренных законом предприятий, обладают универсальной правоспособностью и вправе осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом.

Приведенный в п. 3 ст. 50 ГК РФ список организацион- но-правовых форм некоммерческих организаций не является исчерпывающим. Помимо потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, фондов в законах предусмотрены иные формы таких организаций.

Например, в соответствии с Законом о некоммерческих организациях действуют государственные корпорации, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации. Ассоциации и союзы коммерческих организаций также относятся к некоммерческим организациям (п. 1 ст. 121 ГК РФ). Некоммерческие организации наделяются специальной правоспособностью и в связи с этим могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, но лишь постольку, поскольку она служит достижению целей этих организаций и соответствует им (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Индивидуальные предприниматели действуют без образования юридического лица. Они обладают (как коммерческие организации) универсальной правоспособностью. Их предпринимательская деятельность регулируется на осно-

116

ве соответствующих правил, относящихся к коммерческим организациям, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (п. 3 ст. 23 ГК РФ).

Особой разновидностью хозяйствующих субъектов, всту-

пающих в конкуренцию, являются финансовые органи-

зации.

ФИНАНСОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

— юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, лизинговая компания, кредитный потребительский союз и иная организация, осуществляющая опе-

рации и сделки на рынке финансовых услуг

(часть 3 ст. 3 Закона о конкуренции на финансовых рынках)

Как видно из приведенного легального определения, финансовая организация должна соответствовать характеристикам юридического лица: организационное единство, обособленное имущество на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, самостоятельная имущественная ответственность, возможность от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Второй легальный признак такой организации — осуществление подконтрольных видов деятельности на основании соответствующей лицензии. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности осуществляется на основании Закона о лицензировании. Однако данный Закон не распространяется на внешнеторговую и таможенную деятельность, деятельность по охране окружающей среды, деятельность, связанную с использованием природных ресурсов, и на отношения, возникающие в связи с использованием результатов интеллектуальной деятельности (п. 2 ст. 1 Закона о лицензировании). Виды деятельности, подлежащие лицензированию, указаны в ст. 17 Закона. Лицензирование других видов деятельности, не поименован-

117

ных в данном Законе, проводится на основании иных федеральных законов, вступивших в силу до 3 октября 1998 года. К таким особым видам деятельности относятся, в частности, банковские и страховые услуги, а также профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг.

Отнесение к финансовым организациям лишь тех субъектов, которые осуществляют свою деятельность на основе лицензии, порождает вопрос: следует ли считать конкурентами для целей антимонопольного законодательства организации, фактически осуществляющие финансовые услуги, но без лицензии? Думается, что по формальному поводу (отсутствие лицензии) такие организации не следует исключать из числа конкурентов. Ведь для антимонопольного законодательства гораздо важнее фактическое состояние дел. Таким образом, организации, осуществляющие деятельность без лицензии, целесообразно относить к конкурентам в силу факта их деятельности. Но при этом необходимо считать их деятельность без лицензии недобросовестной конкуренцией, то есть правонарушением.

Законодатель, определяя понятие «финансовая организация», называет в качестве третьего признака также виды деятельности, осуществляемые таким субъектом:

1)банковские операции и сделки;

2)услуги на рынке ценных бумаг;

3)услуги по страхованию;

4)иные услуги финансового характера.

Помимо перечисления видов деятельности в Законе о конкуренции на финансовых рынках указываются также отдельные группы субъектов, оказывающих услуги финансового характера:

1)негосударственный пенсионный фонд и его управляющая компания;

2)управляющая компания паевого инвестиционного фонда;

3)лизинговая компания;

4)кредитный потребительский союз;

5)иная организация, осуществляющая операции и сделки на рынке финансовых услуг.

Все перечисленные финансовые организации выступают в качестве субъектов конкурентных отношений, регулируемых упомянутым выше Законом. Как видно из части 3 ст. 3 Закона о конкуренции на финансовых рынках, их перечень не является исчерпывающим.

118

2.ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕСУБЪЕКТЫ,ЗАНИМАЮЩИЕ ДОМИНИРУЮЩЕЕПОЛОЖЕНИЕНАРЫНКЕ

В российском конкурентном праве выделяется специальная группа субъектов, именуемых хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке. Аналогичные субъекты присутствуют и на финансовых рынках. Специальными эти субъекты необходимо считать по следующим основаниям.

Содной стороны, они вбирают все признаки, свойственные другим хозяйствующим субъектам (самостоятельно и профессионально осуществляют предпринимательскую деятельность, подлежат государственной регистрации, несут предпринимательские риски).

Сдругой стороны, эти хозяйствующие субъекты обладают рядом особых признаков, которые делают их деятельность предметом адресного правового регулирования. Речь идет прежде всего о господстве (доминировании, преобладании) таких предпринимателей на товарном или финансовом рынке. Подобное доминирование и его неправомерное использование могут привести к существенному ограничению конкуренции. И именно поэтому деятельность доминантов товарного и финансового рынков контролируется с помощью правовых средств антимонопольного законодательства.

Впервые упоминание о доминирующих субъектах появилось в российском законодательстве в 1991 году с принятием российского Закона о конкуренции на товарных рынках. Между тем, в зарубежном законодательстве такие субъекты не являются новыми. И главным здесь является то, каким образом и по каким критериям следует определять доминирующее положение, являющееся воплощением и одновременно средством экономической власти субъекта на данном товарном рынке. Подробно все эти вопросы были рассмотрены в теме 2 настоящей книги. Здесь же мы остановимся на правовых последствиях доминирования хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

Раздел 2 Закона о конкуренции на товарных рынках предусматривает запрет доминантам товарного рынка совершать определенные деяния. Так, ст. 5 Закона о конкуренции на товарных рынках обязывает предприятия, доминирующие на рынке, не злоупотреблять своей экономической властью, не ограничивать конкуренцию и не ущемлять интересы других предпринимателей. Принцип исклю-

120

Соседние файлы в папке Учебный год 2023-2024