Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!Экзамен зачет 2024 год / Гуцуляк_В_Н_Российское_и_международное_морское_право.rtf
Скачиваний:
20
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
1.66 Mб
Скачать

3. Субъекты международного частного морского права

Государство как субъект международного частного морского права. В международных частноправовых отношениях статус государства имеет свои особенности, обусловленные наличием у него иммунитета. Иммунитет государства вытекает из принципа суверенного равенства государств. Еще в древнеримском праве была известна формула - Par in parem non habet imperium ("Равный над равным не имеет власти").

Принято различать несколько видов иммунитета государства.

Во-первых, судебный иммунитет, заключающийся в неподсудности одного государства суду другого государства. Государство без его согласия не может быть привлечено к суду другого государства независимо от того, в связи с чем государство хотят привлечь к суду.

Во-вторых, иммунитет от предварительного обеспечения иска. Суть его заключается в том, что не допускается в порядке предварительного обеспечения иска без согласия государства принимать какие-либо принудительные меры в отношении его имущества (арест, задержание и т.п.).

В-третьих, это иммунитет от принудительного исполнения решения, означающий, что без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение судебного решения, вынесенного против него судом другого государства.

Иногда в качестве четвертого вида выделяют иммунитет собственности государства, находящейся за пределами его территории. Следует отметить, что он вытекает из иммунитета самого государства и предполагает изъятие собственности государства из иностранной юрисдикции или, другими словами, - неприкосновенность такой собственности.

Особенно рельефно развитие института иммунитета государства прослеживается в международном торговом мореплавании.

Иммунитет государственных морских судов начиная с XIX века неизменно подтверждался практикой морских государств. В то же время в спорах, связанных с торговлей, когда другой стороной выступало физическое или юридическое лицо, государство всегда оказывалось в преимущественном положении. Как ответ на такое положение была выдвинута теория так называемого "функционального" иммунитета (иногда встречаются другие эквиваленты этого термина - ограничительная (рестриктивная) теория, доктрина относительного иммунитета, "расщепленного" иммунитета, что по существу одно и то же, хотя отдельные авторы склонны делать между ними различие). Согласно этой теории иммунитет признается за государствами лишь при осуществлении ими "публичных функций", т.е. функций государственной власти. Если же государство участвует в торговле, эксплуатируя свой флот на коммерческих началах, то оно уже не может пользоваться иммунитетом, поскольку занимается "частной" деятельностью.

В 1926 г. была впервые предпринята попытка унифицировать на международном уровне отрицание иммунитета государственных торговых судов. С этой целью в Брюсселе была созвана международная дипломатическая конференция. На конференции была принята Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся иммунитета государственных судов. В ст. 1 Конвенции указано, что государства, владеющие морскими судами или эксплуатирующие их, несут ответственность по искам, связанным с эксплуатацией судов, наравне с частными лицами. Статья 2 Конвенции уравнивает государственные морские суда с частновладельческими в отношении юрисдикции и применения к ним "юридических мер". Статья 3 предусматривает, что упомянутые правила не распространяются на государственные суда, несущие правительственную службу и не используемые для коммерческих операций. Конвенция допускает наложение ареста на государственные торговые суда по решению судебных учреждений иностранного государства. В дополнительном Протоколе к Конвенции 1926 г., подписанном в Брюсселе 24 мая 1934 г., предусматривается возможность наложения ареста также на суда, зафрахтованные правительством и используемые в коммерческих целях. Несмотря на принятие Конвенции 1926 г., ее положения не получили широкого распространения в международном сообществе. Такие крупные морские державы, как Великобритания, США, Франция, не ратифицировали Конвенцию. Россия также не является ее участницей.

10 мая 1952 г. была принята Конвенция по унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов.

Ее участниками являются свыше пятидесяти государств. Россия присоединилась к Конвенции в 1999 г. с оговорками. Конвенция не проводит никакого различия между частновладельческими и государственными судами, допуская наложение ареста в порядке обеспечения гражданских исков и даже рассмотрения исков против морских судов, являющихся собственностью иностранного государства. Более того, Конвенция предусматривает право наложения ареста по решению судов государства - участника Конвенции не только на морские суда государств-участников, но и на суда государств, не участвующих в Конвенции (ст. 8).

Теория функционального иммунитета была воплощена и в Женевской конвенции об открытом море 1958 г. Статья 9 Конвенции гласит, что суда, принадлежащие государству или эксплуатируемые им и состоящие только на некоммерческой правительственной службе, пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции государств, не являющихся государством флага. Советский Союз подписал Конвенцию с оговоркой к ст. 9, указав на неправомерность применения принципа иммунитета лишь к государственным судам, находящимся на правительственной некоммерческой службе.

Возможность ареста государственных торговых судов или обращения на них взыскания содержится и в ст. 20 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. Советский Союз ратифицировал эту Конвенцию также с оговоркой: "Правительство СССР считает, что государственные суда в иностранных территориальных водах пользуются иммунитетом, и поэтому применение к ним мер, упомянутых в настоящей статье, может иметь место лишь с согласия государства, под флагом которого плавает судно".

Следует заметить, что позиция СССР определялась особенностями существовавшей в то время социально-экономической системы, основу которой составляла государственная собственность и монополия государства на внешнюю торговлю.

Статья 32 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. устанавливает, что иммунитетом обладают только военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях. Поскольку Россия является участницей Конвенции 1982 г., из этого следует фактическое признание Россией функционального иммунитета.

Отказ от иммунитета государственных торговых судов получил закрепление и в Международной конвенции об аресте судов 1999 г., согласно ст. 8 которой ее положения применяются к любому судну в пределах юрисдикции любого государства-участника, независимо от того, плавает ли такое судно под флагом государства-участника или нет.

Таким образом, тенденция отхода от признания иммунитета государственных торговых судов очевидна и игнорировать этого нельзя. В этой связи вполне оправданной является практика заключения бывшим Советским Союзом, а затем и Россией двусторонних соглашений с иностранными государствами о взаимном неприменении принудительных мер по отношению к государственным торговым судам. Такие соглашения РФ имеет сегодня с Великобританией, Нидерландами, Алжиром, Ираком, Мозамбиком и другими странами.

Правовой режим физических и юридических лиц как субъектов международного частного морского права определяется как в национальном законодательстве, так и в международных договорах.

В целом, правовой режим иностранцев в РФ регламентирован положениями ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в РФ". Согласно ст. 4 указанного Закона иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Что касается морской специфики в правовом режиме иностранных физических лиц, то согласно ст. 14 Закона иностранный гражданин, в частности, не имеет права замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными КТМ РФ, а также быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна.

В соответствии со ст. 56 КТМ РФ 1999 г. "Гражданство членов экипажа судна" в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, кроме российских граждан могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, которые, однако, не могут занимать должности капитана, старшего помощника капитана, старшего механика и радиоспециалиста.

Что касается возможности работы иностранцев и апатридов на российских судах, то они, в частности, определены в Условиях, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, за исключением судна рыбопромыслового флота, утвержденных Приказом Минтранса России от 25.01.2001 N 14.

Согласно Условиям прием на работу на судно, плавающее под флагом РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, регулирующими вопросы привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы, при соблюдении следующих условий:

1. Они не могут занимать на судне определенные должности, как это предусмотрено вышеприведенной ст. 56 КТМ РФ.

2. Они должны иметь уровень профессиональной подготовки и компетентности, подтвержденный следующими документами:

- действительными дипломом, квалификационным свидетельством, специальным свидетельством специалиста, выданными капитанами морских торговых портов, входящих в перечень, утверждаемый Минтрансом РФ, или уполномоченными органами государства - участника Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками к этой Конвенции 1995 года (Конвенция ПДМНВ-78/95), при наличии подтверждений, удостоверяющих их признание, выданных в соответствии с правилами, установленными Минтрансом РФ;

- действительным квалификационным свидетельством и специальным свидетельством о прохождении специальной дополнительной подготовки в соответствии с Кодексом по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (для лиц рядового состава), выданными капитанами морских торговых портов, входящих в перечень, утверждаемый Минтрансом РФ, или уполномоченными органами государства - участника Конвенции ПДМНВ 78/95, при условии признания их в соответствии с правилами, установленными Минтрансом РФ;

- документом о морском образовании - при необходимости.

3. Они должны владеть русским языком в объеме, обеспечивающем надлежащее выполнение ими своих служебных обязанностей по занимаемой на судне должности. В зависимости от конкретных обстоятельств работодатель в соответствии с Кодексом по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты может принять на работу лицо, свободно владеющее Стандартным морским разговорником ИМО.

4. Они должны иметь соответствующие документы, подтверждающие их годность к такой работе по состоянию здоровья, выданные в соответствии с правилами, утверждаемыми Минздравом РФ.

В случае найма таких лиц при нахождении судна за пределами территории РФ удостоверение, подтверждающее его пригодность к работе на море, должно удовлетворять требованиям Конвенции МОТ N 73 "О медицинском освидетельствовании моряков".

5. Они должны иметь следующие документы, удостоверяющие их личность:

а) для работы на судне заграничного плавания - действительные удостоверения личности моряков, предусмотренные Конвенцией МОТ N 108 "О национальных удостоверениях личности моряков", выданные соответствующими компетентными властями иностранных государств;

б) для работы на судне, не являющемся судном заграничного плавания, - действительные удостоверения личности моряков, предусмотренные Конвенцией МОТ N 108 "О национальных удостоверениях личности моряков" или действительные национальный заграничный паспорт или вид на жительство, признаваемые РФ в качестве документов, удостоверяющих личность на территории РФ.

Условия работы иностранцев и апатридов на рыбопромысловых судах РФ регламентируются Условиями, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна рыбопромыслового флота, плавающего под Государственным флагом РФ, утвержденных Приказом Госкомрыболовства от 29 июля 2002 г. N 299.

В целом, за исключением некоторых условий, обусловленных особенностями работы рыбопромысловых судов, указанный документ основывается на тех же принципиальных положениях, что и предыдущий. Так, например, речь уже идет о документах, выдаваемых капитанами морских рыбных портов, входящих в перечень, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. В случае найма иностранного гражданина или лица без гражданства для работы в качестве члена экипажа, при нахождении рыбопромыслового судна за пределами территории РФ, он должен иметь документ, подтверждающий пригодность к работе на море, соответствующий как требованиям Конвенции МОТ N 73 "О медицинском освидетельствовании моряков", так и N 113 "О медицинском осмотре рыбаков". Уточняется, что в соответствии с пунктом 1 статьи 56 КТМ РФ иностранные граждане и лица без гражданства не могут занимать на российском рыбопромысловом судне должности капитана (капитана-директора), старшего помощника капитана, старшего (главного) механика и радиоспециалиста.

Еще одним "фильтром" для иностранных моряков и рыбаков является Постановление Правительства РФ от 30 октября 2002 г. N 782 "Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности", в соответствии с которым ежегодно устанавливаются соответствующие квоты, распределяемые по субъектам РФ.

Следует отметить, что более либеральные требования в отношении возможности работы иностранцев на судне содержит КТМ Украины 1995 г., ст. 53 которого гласит, что члены экипажа судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре или Судовой книге Украины, могут быть гражданами любой другой страны, однако капитаном украинского судна может быть только гражданин Украины.

Что касается правового статуса иностранных юридических лиц, в том числе занимающихся на территории РФ деятельностью, связанной с морепользованием, то он определяется ст. 1202 ГК РФ. Согласно указанной статье личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо.

На основе личного закона юридического лица определяются, в частности:

1) статус организации в качестве юридического лица;

2) организационно-правовая форма юридического лица;

3) требования к наименованию юридического лица;

4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

5) содержание правоспособности юридического лица;

6) порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

7) внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;

8) способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, ГК РФ уравнивает иностранные юридические лица в гражданских правах и обязанностях с российскими юридическими лицами, в целом предоставляя первым на территории РФ национальный режим хозяйственной деятельности. Вместе с тем, для них могут вводиться определенные ограничения, включая и запрет, например, на участие в конкурсах на поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов отдельных участков континентального шельфа РФ.

Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность, к примеру, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, должны учитывать положения ФЗ 1995 г. "О соглашениях о разделе продукции", который при прочих равных условиях предоставляет российским юридическим лицам определенные преимущественные права.