Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
zaslavskiy_s_e_politicheskie_partii_rossii_problemy_pravovoy.pdf
Скачиваний:
17
Добавлен:
19.04.2020
Размер:
1.42 Mб
Скачать

Глава 5

Внутреннее устройство политических партий

Одной из важнейших составляющих правовой институционализации политических партий является формализация внутрипартийных отношений. Этот процесс неизбежен и в той или иной мере затрагивает все политические партии вне зависимости от их идеологической ориентации. Ю.С.Гамбаров, полемизируя по данному вопросу с Дернтбургом, отмечал, что принцип организации не только не отсутствует, но, напротив, составляет условие существования политической партии и исполнения ею своего назначения1. Вместе с тем он таит в себе потенциальную угрозу бюрократического перерождения партии, ее превращения в политическую машину (выражение М.Я.Острогорского), подмены коллегиального обсуждения проблем келейным принятием решений в узком составе.

Процессы зарождения внутрипартийной иерархии, появления отношений вертикальной зависимости и образования прослойки партийных функционеров находят свое закрепление в нормах уставов политических партий. При этом политические партии свободны в определении вопросов своей внутренней организации, за исключением ряда позиций, которые в соответствии с законодательством отнесены к сфере публично-право- вого регулирования.

Ключевая проблема правового регулирования вопросов внутренней организации политических партий заключается в «нахождении надлежащего баланса между степенью правовой регламентации той или иной сферы общественных отношений и допустимой мерой их внутренней саморегуляции»2. Собственно говоря, проблема выработки правовых механизмов публичного регулирования внутренней организации партии сравнительно нова для конституционного права, так как, согласно традиционным, складывавшимся веками правовым представлениям о политических партиях, решение вопросов внутренней деятельности политических партий целиком составляет их собственную прерогативу. Наиболее четко этот классический подход сформулировал Ю.С.Гамбаров в уже цитированной

1 См.: Гамбаров Ю.С. Указ. соч. С.6.

2Лапаева В.В. О концепции проекта закона Российской Федерации «О политических партиях» // Право и многопартийность в России / Под ред. С.А.Боголюбова, М.Макфола. М.: Юридический дом «Юстицинформ», 1994. С.45.

181

ранее работе. «Ни вступление в партию, не пребывание в ней, ни выход из нее, – писал он, – не связаны никакими юридическими нормами и предоставлены целиком свободной воле составляющих ее лиц. Иными словами, политические партии представляют собой не юридический, а только социальный факт, лишенный всякой юридической санкции»3. Что же касается регулятивных основ внутрипартийной деятельности, то ими, по мнению Ю.С.Гамбарова, являются конвенциальные нормы, существо которых лежит в свободном признании и свободном исполнении со стороны каждого повинующегося им лица.

Представляется, что ключом к правильному решению этой проблемы являются положения статьи 30 Конституции Российской Федерации, создающие возможность публично-правового регулирования вопросов внутренней организации в части обеспечения свободы деятельности общественных объединений и пребывания в общественных объединениях. В целях их развития Федеральным законом «О политических партиях» установлен ряд императивных норм – требований к организационной структуре политических партий, несоблюдение которых влечет отказ в их государственной регистрации. Это выборность и коллегиальность работы руководящих органов, обязательность контрольно-ревизионных структур, периодическое проведение партийных съездов, предельные сроки полномочий руководящих органов партии (4 года) и ее региональных отделений (2 года). Вместе с тем ряд принципиально важных вопросов федеральное законодательство относит на усмотрение уставов самих партий, ограничиваясь лишь требованием непротиворечия их закону. Это:

1.Установление системы руководящих органов партии, распределение объема полномочий и принципов взаимодействия между ними, то есть внутрипартийной формы правления.

2.Закрепление организационно-территориального устройства партии, включая определение структуры партийных организаций, системы взаимодействия между руководящими органами партии, ее региональными и местными организациями.

3.Регламентация системы внутрипартийных отношений, степени организационной жесткости партии и внутрипартийной иерархии, а также степени связанности члена партии решениями, принимаемыми партией.

Таким образом, политические партии вправе в пределах, отведенных федеральным законодательством, самостоятельно определять вопросы своей внутренней организационной структуры по указанным направлениям. При этом, по выражению В.В.Лапаевой, «внутреннее устройство партии – модель ее представления о функционировании государственной власти»4.

3

Гамбаров Ю.С. Указ. соч. С.5.

4

Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России.

182

Глава 5. Внутреннее устройство политических партий

В научной литературе обычно выделяется ряд качественных параметров, в которых может быть оценено внутреннее устройство политических партий. К ним относятся: централизация власти; согласованность действий, понимаемая как степень соответствия между общими установками партии и поведением отдельных членов, сплоченность парламентариев от партии при голосовании в представительных органах; наличие либо отсутствие внутрипартийных организаций; степень вовлеченности в партию ее членов; степень структурной автономии партии от других институтов и организаций; источники финансирования; отношения с зарубежными и международными организациями.

Ответы на указанные вопросы в целом могут дать адекватное, фактологически насыщенное представление об организационном профиле партии, а результаты сравнительного анализа – выявить также характерные орга- низационно-правовые формы и эволюцию их развития, проследить связь организационных трансформаций внутри партий с процессом совершенствования публично-правовых норм. Организация и форма той или иной партии «делает более видимыми и понятными причины, по которым партия рождается, ее цели. Кроме того, отдельные наиболее удачные уставные нормы политических партий могут с течением времени быть восприняты федеральным законодателем.

5.1.Атрибуты институционализации политической партии

Формальные атрибуты политической партии в концентрированной форме выражают ее политический профиль и являются индикаторами самоидентификации места и роли партии в идейно-политическом спектре общества. Важнейшие из них – наименование партии и ее официальная символика. От того, какое название имеет политическая партия, как выглядят ее партийные символы, во многом зависит и ее восприятие в глазах избирателей.

Нормы, регулирующие порядок использования партийной символики, содержатся в соответствующих статьях Гражданского кодекса Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», Федеральном законе «Об общественных объединениях». С 2001 года нормы получили свое закрепление и в Федеральном законе «О политических партиях».

В отличие от требований к названию блока в отношении партий законодательством не установлено каких-либо ограничений на количество слов, используемых в их полном либо в кратком наименовании. Обычно оно варьируется от трех до семи – десяти («удлиненное» наименование, как правило, возникает вследствие объединения нескольких партий в одну,

5.1. Атрибуты институционализации политической партии

183

например Всероссийская партия «Единство и Отечество» – Единая Россия). В то же время Федеральным законом «О политических партиях» установлен ряд ограничений выбора возможного названия партии, связанных с его смысловым содержанием.

Так, устанавливая запрет на использование партией наименований иных существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений, законодатель руководствовался прежде всего задачей узнаваемости партий для избирателей, необходимостью обеспечения идентификационных отличий одной партии от другой. Именно поэтому ограничения на использование наименований устанавливаются лишь в отношении объединений, созданных на общефедеральном уровне.

Закон также особо оговаривает недопустимость использования наименований партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации как экстремистских организаций.

Запрет на использование в наименовании партии наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления одновременно призван решить следующие задачи:

недопущение ошибочной идентификации политической партии с деятельностью какого-либо органа государственной власти;

устранение возможности создания партий, название которых свидетельствовало бы о поддержке какого-либо государственного или муниципального органа;

воспрепятствование эксплуатации партией в собственных политических целях наименования органа, наделенного властными полномочиями.

По смыслу нормы, этот запрет распространяется как на полные, так и на сокращенные наименования органов государственной власти и органов местного самоуправления. При этом запрет охватывает также случаи, когда заимствование наименования является не полным, а частичным либо когда в наименовании партии фигурируют образованные от них слова и словосочетания (например, «парламентская партия», «президентская партия» и т.д.). Вместе с тем использование в наименовании партии слов «Россия», «Российская Федерация» и образованных от них слов и словосочетаний осуществляется партией по своему усмотрению, не требует дополнительного согласования и осуществляется на безвозмездной основе.

Запрет на использование в наименовании партии имени и (или) фамилии гражданина является новеллой Федерального закона «О политических партиях» и направлен на деперсонификацию деятельности политических партий. Указанный запрет не зависит от наличия либо отсутствия согласия самого гражданина, чье имя и (или) фамилия используется в наименовании партии. Более того, политическая партия не может использовать в своем наименовании имя гражданина, даже если последний

184

Глава 5. Внутреннее устройство политических партий

являлся основателем или руководителем созданной партии. По этой причине Партия самоуправления трудящихся имени Святослава Федорова при преобразовании в политическую партию вынуждена была принять решение о возвращении к прежнему названию – Партия самоуправления трудящихся. Вместе с тем запрет не распространяется на случаи, когда в наименовании использованы начальные буквы фамилий граждан, являющихся инициаторами создания партии («Яблоко»).

Избирательным законодательством также не допускается изменение наименований и символов избирательных объединений, избирательных блоков в ходе избирательной кампании. Таким образом, смена партией своего наименования после опубликования решения о назначении выборов является существенным нарушением избирательного законодательства и, как показывает практика парламентских выборов 1999 года, может стать основанием для отказа в заверении выдвинутых списков кандидатов.

Региональные отделения и иные структурные подразделения партии используют наименование этой партии с указанием своей территориальной принадлежности. Таким образом, региональное отделение не вправе установить иное наименование, отличное от названия партии.

Запрет на использование наименования партии, оскорбляющего расовые, национальные или религиозные чувства, вытекает из положений части 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации, согласно которой запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание расовой, национальной и религиозной розни. Под оскорблением в данном контексте следует понимать выраженное в неприличной форме унижение чести и достоинства граждан в связи с их расовой, национальной или религиозной принадлежностью. Оно может выражаться и в отрицательной оценке (дискредитации) расы, национальности, религии, в проявлении расовой, национальности или религиозной нетерпимости. При этом форма такого унижения должна быть явной, то есть находиться в явном противоречии с общепринятыми социальными нормами.

В целях отграничения политических партий от иных организационноправовых форм общественных объединений последние не вправе использовать в своем наименовании слово «партия». Данное требование вытекает из пункта 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в наименовании юридического лица должно содержаться указание на его организационно-правовую форму.

Будучи организацией, участвующей в публично-правовой деятельности, партия может (но не обязана) иметь свою эмблему и иные символы. При этом Закон подробно не определяет, какие именно символы может предусматривать устав политической партии. Это может быть партийный гимн, партийный герб, партийный флаг, вымпел, нагрудный знак, свидетельствующий о принадлежности к политической партии, и т.д.

5.1. Атрибуты институционализации политической партии

185

Определяющим фактором в выборе символики являются мотивации политического характера, закрепляющие в образной форме программные основы партийной идеологии, принадлежность к определенному идейнополитическому течению. Классическим примером идеологической детерминанты в выборе партийной символики можно считать эмблему Социалдемократической партии России в виде изображения цветка красной розы с двумя зелеными листьями, стебель которой сжимает кулак на белом фоне, по периметру которого располагается полное наименование партии (нетрудно узнать в партийной эмблеме адаптированный к российским реалиям международный символ социал-демократического движения).

Зачастую символика партии предопределяется ее заявленной ориентацией на защиту интересов определенных социальных слоев населения либо декларируемым правопреемством с историческими прототипами. При этом партия в целях выражения обновленного характера своей идеологии иногда вносит определенные корректировки в графическое изображение партийной символики. Например, при проведении в 1995 году очередного съезда КПРФ было принято решение о внесении изменений в описание партийной эмблемы: к традиционному перекрещивающемуся серпу и молоту было решено добавить книгу. Последнее, по замыслу идеологов КПРФ, должно было символизировать ориентацию партии на представительство интересов не только рабочих и крестьян, но и всех иных трудовых слоев, в том числе и трудовой интеллигенции.

Закрепление элементов партийной символики приобретает особо важное значение в процессе объединения нескольких политических партий в одну, когда от технологически выверенного выбора партийного символа зависит обеспечение нормального психологического климата в создаваемой организации. Принимаемые в этой сфере решения подчас имеют нестандартный творческий характер.

Так, в ходе реализации проекта по созданию Всероссийской партии «Единство и Отечество» возникла задача создания единой эмблемы, которая, с одной стороны, вобрала бы в себя элементы прежней партийной символики трех объединяющихся политических структур («Отечества», «Единства» и «Всей России»), а с другой – подчеркивала бы единство идеологической платформы нового объединения и не содержала бы неуместной эклектики. В конечном счете созданная и утвержденная съездом эмблема партии представляла собой охваченную единым композиционным планом комбинацию элементов трех партийных эмблем: изображение карты России в верхней части (из эмблемы «Отечества») с восьмиконечной звездой на месте Москвы (элемент эмблемы «Вся Россия») и изображение бурого медведя (символ «Единства») в нижней части эмблемы.

В соответствии с пунктом 4 Устава «Союза Правых Сил» гимном СПС является «Патриотическая песнь» М.И.Глинки, мелодия которой в течение 10 лет (с 1991 по 2000 год) была официальным Государственным

186

Глава 5. Внутреннее устройство политических партий

гимном Российской Федерации. Такое решение стало своего рода демонстрацией духовного единства с демократическими реформами начала 90-х годов. Аналогичными мотивами политического правопреемства руководствовалась и Коммунистическая партия Российской Федерации, избравшая в качестве партийного гимна Интернационал, бывший (до 1943 года) Государственным гимном СССР, а затем официальным гимном КПСС.

Политическая партия, будучи негосударственной организацией, не вправе использовать символику, тождественную с государственной символикой Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Вместе с тем этот запрет не допускает лишь тождественное воспроизведение государственных символов в партийной символике и не препятствует заимствованию ее определенных элементов при условии, что такое заимствование осуществляется в косвенных формах. В частности, многократно отмеченное в СМИ воспроизведение в эмблеме «Единой России» бурого медведя, одного из элементов герба Ярославской области, отождествлением не является, так как медведь – лишь один из элементов композиции партийной эмблемы.

Известны и более изощренные элементы правомерного заимствования элементов государственной символики. Так, эмблема партии «Союз Правых Сил» представляет собой композицию, словесный элемент которой («СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ») состоит из трех слов: первое – «СОЮЗ» – голубого цвета, второе – «ПРАВЫХ» – выполнено в голубом цвете, а слово «СИЛ» расположено на фоне красного прямоугольника и выполнено белыми буквами. Эмблема Демократической партии России состоит из трех контурных букв – ДПР, представляющих собой сокращенное наименование партии, при этом на буквы в пределах их контуров наложены три горизонтальные полосы равной ширины, вверху – белого, посредине – голубого и внизу – красного цвета. Нетрудно увидеть, что в обоих случаях дизайнерская композиция партийной эмблемы предусматривает использование всех трех цветов Государственного флага Российской Федерации. Вместе с тем воспроизведение цветовой гаммы государственного символа не является тождественным, поскольку, во-первых, налицо определенные визуальные различия, а во-вторых, имеет место несовпадение объектов символики: эмблемы, с одной стороны, и флага – с другой.

В качестве символов политических партий также запрещено использовать эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена. Данная норма распространяется на символику как российских партий, так и зарубежных организаций.

Запрет на использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Ве-