Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

10038

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
06.12.2022
Размер:
3.38 Mб
Скачать

сторон не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности, а вторая – когда не истекли сроки давности для исполнения приговора в соответствии с законодательством этих сторон.

Итак, в первом случае выдача осуществляется для целей осуждения по законам запрашивающей стороны, а во втором – для целей приведения в исполнение приговора суда, вынесенного по законам запрашивающей стороны. В связи с этим решение первого вопроса, диктуемого соображениями неотвратимости ответственности, зависит от места совершения преступления, его направленности против интересов другого государства или гражданства преступника, решение же второго – исключительно от места вынесения приговора. Это означает, что выдача обвиняемого может быть осуществлена:

а) государству, гражданином которого он является; б) государству, на территории которого совершено преступление;

в) государству, против которого оно было направлено, хотя и совершено за его пределами.

Выдача же осужденного возможна только в страну, судом которой вынесен в его отношении приговор.

Что же касается соотношения выдачи осужденных с передачей осужденных, то их роднит то, что в обеих ситуациях речь идет о перемещении лиц, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор, в сферу исполнительной юрисдикции, обеспечивающей реализацию этого приговора. Поэтому передача осужденных нередко рассматривается в литературе как разновидность выдачи осужденных преступников93. На деле это самостоятельное направление сотрудничества государств в борьбе с преступностью, сформировавшееся в последние десятилетия и обладающее собственной спецификой.

Конвенции, посвященные преступлениям международного характера, почти не касаются вопросов исполнения наказаний, вынесенных за указан-

93 Костенко Н.И. Проблемы международно-правового регулирования института выдачи // Государство и право. – 2002. – № 8. – С. 71.

141

ные в них деяния. Обычно в них лишь оговаривается право государствучастников рассматривать возможность подписания двусторонних или многосторонних соглашений специального или общего характера в отношении передачи лиц, осужденных к тюремному заключению или другим видам лишения свободы за преступления, охватываемые соответствующей конвенцией, с тем, чтобы они могли отбывать назначенный или оставшийся срок наказания на территории своих стран94.

На внутригосударственном уровне вопросы передачи для отбывания наказания лиц осужденных к лишению свободы, урегулированы гл. 55 УПК РФ.

Указанная глава включает в себя предписания, определяющие: основания передачи лица, осужденного к лишению свободы (ст. 469 УПК РФ), порядок рассмотрения судом вопросов, связанных с передачей лица, осужденного к лишению свободы (ст. 470 УПК РФ), основания отказа в передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является (ст. 471 УПК РФ), порядок разрешения судом вопросов, связанных с исполнением приговор а суда иностранного государства (ст. 472 УПК РФ).

Анализ названных документов вкупе с другими международными и внутригосударственными актами позволяет следующим образом обрисовать рассматриваемый институт.

Нормативными основаниями передачи лица, осужденного российским судом к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, равно как и для передачи российского гражданина, осужденного судом иностранного государства к лишению свободы, для отбывания наказания в России, являются не только указанные международные договоры, но и письменное соглашение компетентных органов Россий-

94 См.: п. 12 ст. 6 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года и ст. 17 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года и др.

142

ской Федерации с компетентными органами иностранного государства на основе принципа взаимности (ст. 469 УПК РФ). Однако в обоих случаях речь идет не о внутригосударственных, а о межгосударственных отношениях, регламентация которых осуществляется в первую очередь нормами международного права. Отсюда бездоговорная передача (на базе взаимности) должна основываться на тех же принципах и правилах, которые характерны для договорной передачи.

Фактическими основаниями для возбуждения реального судебного процесса по рассмотрению вопроса о передаче осужденного для исполнения приговора служат либо представление уполномоченного органа государства вынесения приговора, либо просьба компетентных органов иностранного государства, либо обращение, исходящее от самого осужденного или его представителя. При этом осужденный, а также его законный представитель или близкие родственники, считающиеся таковыми по законодательству государства гражданства осужденного, вправе обратиться к компетентным органам любой из сторон договора с устным или письменным заявлением о своей заинтересованности в передаче. Гарантией этого права является обязанность соответствующих органов государства вынесения приговора одновременно с оглашением приговора уведомить осужденного о возможности такого обращения и юридических последствиях передачи.

Так, во исполнение данных положений Европейская конвенция о передаче осужденных лиц закрепляет обязанность государства вынесения приговора довести содержание настоящей Конвенции до каждого заключенного, к которому она может быть применена (п. 1 ст. 4). И если осужденный обр а- тится с просьбой о его передаче к государству вынесения приговора, то оно сразу же после вынесения окончательного приговора должно информировать об этом государство исполнения приговора и сообщить последнему по его запросу все сведения, необходимые для решения вопроса о передаче (п. 2, 4 ст. 4). При этом осужденному сообщается в письменном виде о любых мерах, предпринимаемых государством вынесения приговора или государством ис-

143

полнения приговора в соответствии с указанными действиями, а также о любом решении, принятом одним из этих государств, по поводу его просьбы о передаче (п. 5 ст. 4)95.

Просьбы об исполнении приговора и запросы о передаче, должные оформляться в письменном виде, обычно адресуются министерством юстиции ходатайствующего государства, либо непосредственно министерству юстиции запрашиваемого государства, либо по договоренности между заинтересованными сторонами – другим уполномоченным ими органам. Последнее в кратчайшие сроки должно проинформировать ходатайствующее государство о своем решении принять или отклонить просьбу о передаче и направить ответ по тем же каналам96.

Органом, уполномоченным с российской стороны на осуществление сношений с компетентными органами других государств по вопросам передачи осужденных, является федеральный орган исполнительной власти в сфере юстиции.

Процессуальным основанием передачи осужденного является решение суда по результатам рассмотрения представления федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции либо обращения осужденного или его представителя, а равно компетентных органов иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации либо письменным соглашением на основе принципа взаимности (ст. 469 УПК РФ).

Таким образом, прерогатива принятия решения о передаче остается за судебной властью. Ее первоочередная задача состоит в установлении соответствия представления или обращения условиям, предусмотренным для передачи осужденных законодательством Российской Федерации и ее международными договорами. Эти условия заключаются в следующем:

95 В большинстве двусторонних договоров Российской Федерации о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, закрепляется обязанность государства вынесения приговора уведомить о содержании соответствующего договора каждого осужденного, к которому он может быть применен.

96 Впрочем, как правило, государства не связаны этим обязательством, имея право избрать для данных целей и другие каналы связи, сделав об этом соответствующее заявление (см., например, ст. 5 Европейской конвенции о передаче осужденных лиц).

144

1.Как и выдача преступников, передача осужденных должна основываться на взаимном уважении национального суверенитета и юрисдикции, а также невмешательстве во внутренние дела, как государства вынесения приговора, так и государства его исполнения.

Исходя из этого, оба государства могут отказать в передаче или приеме осужденного. В этих целях в договорах о передаче может быть указано, что таковая производится, если, по мнению запрашиваемой стороны, это не нанесет ущерба ее суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим важным интересам, а также не будет противоречить основным принципам законодательства или международным обязательствам этой стороны. Следовательно, передача может иметь место только при наличии взаимного согласия обеих сторон, когда компетентные органы соответствующих государств договорятся о ее условиях, определят срок, место и порядок передачи осужденного, а в случае необходимости согласуют с заинтересованными государствами вопрос о его транзитной перевозке.

2.Само существо рассматриваемой формы правового сотрудничества, призванной способствовать возвращению приговоренных лиц к нормальной жизни в обществе, предполагает, что, прежде всего она рассчитана на иностранных граждан, предоставляя им возможность отбывать наказание в своем отечестве.

Однако лишь немногие договоры ограничивают категорию передаваемых лиц только осужденными, являющимися гражданами государства исполнения приговора97. Согласно же большинству договоров установленный ими порядок передачи лиц, осужденных судом одной стороны, но являющихся гражданами другой стороны, для отбывания наказания в государстве их гражданства равно применяется к лицам, постоянно проживающим на территории государства исполнения приговора.

Например, в соответствии со ст. 1 российско-испанского Договора о

97 К числу таковых относятся, например, российско-грузинский и российско-латвийский договоры о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы (ст. 1).

145

передаче для отбывания наказания стороны «обязуются оказывать друг другу максимальное содействие в отношении передачи осужденных лиц в государство их гражданства или постоянного места жительства, предусмотрев, что в последнем случае они не являются гражданами государства вынесения приговора, для отбывания там оставшейся части наказания».

Более того, некоторые договоры распространяют свое действие и на иных лиц, имеющих постоянное место жительства на территории государства исполнения приговора, «независимо от их гражданства98. Передача ставится, таким образом, исключительно под условие постоянного проживания передаваемого лица на территории государства, которому оно передано для отбывания наказания, хотя бы это лицо являлось гражданином третьего государства или даже государства, судом которой вынесен приговор. Лишь некоторые договоры оговаривают, что указанное положение не распространяется на лиц, являющихся гражданами государства приговора99.

Передача для отбывания наказания в страну постоянного проживания лиц без гражданства представляется обоснованной. Если Российская Федерация распространяет свою персональную юрисдикцию на постоянно проживающих в ней лиц без гражданства, фактически уравнивая их с собственными гражданами в части ответственности за совершенные вне ее пределов преcтyпления, то все эти лица должны быть равны и в возможности отбывать наказание в привычной им социокультурной среде.

К сожалению, это обстоятельство не учитывает ст. 469 УПК РФ, которая должна бы предусматривать: а) передачу Россией иностранному государству его гражданина или постоянно проживающего в нем лица без гражданства и б) передачу иностранным государством России ее гражданина или постоянно проживающего в ней лица без гражданства.

З. Как и выдача преcтyпников, передача осужденных осуществляется только в связи с преступлением, но не правонарушением иного рода. Следо-

98См.: ст. 1 российско-туркменского и российско-литовского договоров о передаче для отбывания наказания лиц, лишенных свободы.

99См.: п. 3 ст. 1 Договора между СССР и Финляндией о взаимной передаче для отбывания наказа-

ния лиц, осужденных к лишению свободы.

146

вательно, объектами передачи являются только лица, осужденные за совершение преступления, но не отбывшие еще наказание. Сама же передача возможна лишь в случаях, когда противоправные действия или бездействие лица, давшие возможность привлечь его к судебной ответственности в государстве вынесения приговора, являются уголовно наказуемыми и по законодательству государства исполнения приговора или являлись бы таковыми, если бы были совершены на его территории.

В случае же, если приговор относится к двум и более преступлениям, не все из которых удовлетворяют требованиям двойной наказуемости, участники Европейской конвенции о международном признании судебных решений по уголовным делам исходят из того, что приговаривающее государство определяет, какая часть наказания применяется к преступлениям, удовлетворяющим этим требованиям (п. 2 ст. 4). По российскому же законодательству, напротив, определение указанной части наказания отнесено к компетенции российского суда (ч. 4 ст. 472 УПК РФ), что не препятствует, по нашему мнению, обращению за соответствующей информацией к государству вынесения приговора.

Принцип двойной преступности важен и для рассмотрения запроса о транзите осужденного через территорию третьего государства. В частности, в соответствии со ст. 16 Европейской конвенции о передаче осужденных последнее может не дать согласие на транзит, если преступление, явившееся основанием привлечения к уголовной ответственности, не считается правонарушением в соответствии с его законодательством. Объясняется это тем, что государство транзита должно содержать осужденного в заключении на период, необходимый для его транзитного провоза через свою территорию, или подвергнуть его любому другому ограничению личной свободы на своей территории, а для этого нужны законные основания.

4. Передача для отбывания наказания может быть осуществлена только на основании вступившего в силу окончательного (т. е. не подлежащего обжалованию) и, как правило, определенного приговора, хотя ряд договоров

147

исходит из того, что передача должна разрешаться и в случаях неопределенных приговоров. Надзорное производство, а также производство по возобновлению дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам не препятствуют передаче лица иностранному государству, так как приговор вступил в законную силу. При этом государство исполнения приговора связано установлением фактов, насколько они явствуют из судебного решения, вынесенного государством приговора, и юридической квалификацией деяния. Следовательно, лицо, переданное для исполнения приговора, не может быть вновь привлечено за то же деяние к уголовной ответственности в государстве исполнения приговора, за исключением случаев, когда приговор по его делу отменен и предусмотрено новое расследование и судебное разбирательство.

5.На момент получения запроса о передаче срок лишения свободы, который осужденному еще предстоит отбыть, должен составлять, как правило, не менее шести месяцев или же быть неопределенным. Вместе с тем многие договоры содержат оговорку о том, что в исключительных случаях стороны могут договориться о передаче, даже если оставшийся срок отбывания наказания составляет менее шести месяцев.

6.Передача возможна лишь в случае выражения на нее согласия самого осужденного. Если же он не способен в силу преклонного возраста, физического или умственного состояния свободно изъявить свою волю, требуется согласие его законного представителя. При этом государство исполнения приговора должно иметь возможность убедиться в добровольности согласия,

агосударство исполнения приговора – обеспечить ему такую возможность.

Вчастности, в ст. 7 Европейской конвенции о передаче осужденных лиц говорится о том, что государство вынесения приговора проводит разъяснительную работу таким образом, чтобы лицо, которое должно дать свое согласие на передачу, пошло на это без принуждения и с полным пониманием возможных юридических последствий, которые могут возникнуть в результате последовавшего согласия. Поскольку же процедура проведения этого акта должна регулироваться государством вынесения приговора, последнее

148

предоставляет возможность государству исполнения приговора проверить при помощи консула или другого уполномоченного на то должностного лица тот факт, что согласие на передачу было дано при соблюдении указанных выше условий.

Удостоверяющими перечисленные основания документами, которые государство исполнения приговора должно по запросу государства вынесения приговора предоставить последнему, служат:

-документ, подтверждающий, что осужденный является гражданином этого государства или имеет в нем постоянное место жительства;

-текст статей закона, из которых видно, что деяние, за которое лицо было осуждено к лишению свободы, является преступлением и в государстве исполнения приговора или было бы преступлением, если бы оно было совершено на его территории.

В свою очередь государство вынесения приговора должно предоставить государству его исполнения следующие документы:

-удостоверенные копии приговора, подлежащего исполнению, и имеющихся по делу решений вышестоящих судебных инстанций, а также документ о вступлении приговора в силу (если последнее предусмотрено законом государства вынесения приговора);

-текст статей уголовного закона, на основании которых лицо осуждено

клишению свободы;

-документ, содержащий информацию об отбытой части наказания (включая сведения о любом временном заключении) и той части наказания, которая подлежит дальнейшему отбыванию;

-документ, подтверждающий назначение дополнительного наказания (если оно было назначено) и его исполнение (если таковое имело место);

-письменное согласие осужденного на его передачу, а в случае его неспособности свободно изъявить свою волю из-за возраста, физического или умственного состояния – согласие его законного представителя;

-документ, свидетельствующий о гражданстве или постоянном месте

149

жительства осужденного, если таковой имеется; - другие документы, которые могут иметь значение для решения во-

проса о передаче.

После того как приговорившее государство направило просьбу об исполнении наказания, сопроводив ее указанными документами, оно не может исполнять наказание, которое является предметом этой просьбы, за исключением наказания, связанного с лишением свободы, которое оно может н ачать исполнять, если осужденный уже находится под арестом на территории этого государства в момент направления просьбы.

Однако право на исполнение наказания переходит к приговорившему государству:

а) если оно отзывает свой запрос до того, как запрашиваемое государство сообщит ему о намерении предпринять действия в связи с этим запросом;

б) если запрашиваемое государство уведомляет о своем отказе предпринять действия в связи с этим запросом;

в) если запрашиваемое государство прямо отказывается от своего права на исполнение приговора.

Согласно ст. 471 УПК РФ в передаче лица, осужденного российским судом к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого это лицо является, может быть отказано в случаях, если:

1)ни одно из деяний, за которое лицо осуждено, не признается преступлением по законодательству государства, гражданином которого является осужденный;

2)наказание не может быть исполнено в иностранном государстве вследствие:

а) истечения срока давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства;

б) непризнания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора суда России либо признания судом или иным компе-

150

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]