Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Национальный вопрос в городском сообществе. Социокультурные характеристики межнациональных отношений в большом уральском городе на исходе ХХ века

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
9.81 Mб
Скачать

является экономически нецелесообразной. Рассмотрим, как к ней относятся горожане (табл. 4.14).

Таблица 4.14

Национальные предпочтения на работе

(в % к общему числу опрошенных)________

Предпочтения

%

Работа только с людьми моей национальности

21,1

Работа с людьми некоторых определенных

 

национальностей

14,3

На месте начальника не брали бы на работу людей

11,2

некоторых национальностей

Работа с людьми любых национальностей

32,2

Не ответили на вопрос

21,2

Всего

100,0

Ответы разделились. Чуть менее половины опро­ шенных предпочитают национальную сегрегацию на рабочем месте. Четверть горожан заявили о том, что им проще работать в мононациональном коллективе, одна шестая часть - готовы сотрудничать только с некото­ рыми определенными, «близкими» национальностями. Заметим, что треть опрошенных выразили несогласие со всеми предложенными в вопросе утверждениями о национальной сегрегации в трудовом коллективе, они готовы работать с людьми любых национальностей. Среди них нерусских респондентов больше, чем рус­ ских. Среди инонационалов был особенно не популярен пункт «мне проще работать с людьми моей национальности».

По мнению горожан, довольно часто поведение начальства является национально дискриминационным.

Сегрегационную позицию администрации более всего отвергают опять же инонационалы (табл. 4.15).

Таблица 4.15

Позиция начальства в национальном вопросе

(в % к общему числу опрошенных)

Позиция

%

Некоторые начальники склонны поощрять людей

 

одной с ним национальности

30,4

Работу проще найти там, где начальник вашей

 

национальности

29,0

Не ответили на вопрос

40,6

До сих пор речь шла о предпочтениях и ожидани­ ях, правда, сопряженных с оценками национальной кад­ ровой политики, о своего рода идеальном варианте тру­ довой ситуации. В реальности она другая. Современные производственные ячейки, как правило, многонацио­ нальны. Сопоставим ожидания со степенью принятия или отторжения сегодняшних условий (табл. 4.16).

Таблица 4.16

Условия согласия/отказа от работы в межнациональном коллективе

(в % к общему числу опрошенных)

Условия

%

Согласны работать:

 

так как национальность сослуживцев не имеет для

78,9

них большого значения

сколлегами и руководством «близких» им

национальностей

13,5

с руководством их национальности

2,3

Не согласны работать:

0,0

с начальником другой национальности

с людьми «конфликтных» национальностей

0,5

смогут работать нормально только в мононацио­

 

нальном коллективе

2,5

Не ответили

2,3

Всего

100,0

Здесь мы видим совершенно иную картину. Люди, только что высказавшиеся за национально однородные трудовые объединения, теперь в подавляющем боль­ шинстве своем заявляют о согласии работать вместе с людьми иных национальностей. Они сугубо рацио­ нальны и прагматичны. В трудовой повседневности «национальность сослуживцев не имеет для них боль­ шого значения». Доля национально индифферентных особенно велика среди представителей национальных меньшинств.

Узнавшие о национальностях в самом раннем воз­ расте (еще до школы) от родителей являются наименее терпимыми к инонациональным сослуживцам. Процент тех, кто начал различать окружающих по национально­ сти в младшем и среднем школьных возрастах или узнал о свой национальности от бабушек и дедушек, выше среди согласных работать с представителями «близких» национальностей. Начавшие дифференциро­ вать людей по национальному признаку в старших воз­ растах предпочитают работать с начальником своей национальности.

Акцентирующие свою национальную принадлеж­ ность нерусские респонденты (предпочитающие родной язык для общения дома и с детьми) более расположены работать с людьми «близких» национальностей. Те, кто не знаком с национальными деятелями культуры, не читает национальные газеты и журналы, не учит своих детей национальным традициям, более нетерпимы к представителям иных национальностей, чем совер­ шающие эти действия.

Мы обнаружили любопытную зависимость. Ра­ циональность трудового поведения выше у тех людей, кто сравнительно поздно - в старших классах средней школы - начал дифференцировать окружающих по на­

циональности. Знакомство с национальным культурным наследием не мешает производственной интеграции. Напротив, демонстрация собственной национальной принадлежности без глубокого знания своей культуры свойственна людям, не способным рационально органи­ зовывать свою трудовую деятельность.

Для людей с сильной рационализацией экономи­ ческой жизни характерна слабая степень национальной идентификации. И наоборот, чем сильнее степень на­ циональной идентификации, тем меньше принимаются рациональные основы экономической деятельности, действия совершаются с оглядкой на национальную принадлежность партнера, а не на его функциональные характеристики.

Среди людей со средней степенью национальной идентификации (напомним, что эта группа неоднород­ на) можно выделить две подгруппы: «рациональных» и «слаборациональных», с преобладанием первых. Это свидетельствует о сосуществовании двух стратегий эко­ номического поведения, зависящих от того, к какому полюсу ближе находится степень идентификации, по­ павшая в центральную часть континуума.

Итак, анализ данных подтверждает предположе­ ние о существовании четырех стратегий национального поведения и их связи со степенью национальной идентификации.

Наиболее успешными в современной экономиче­ ской жизни можно считать людей со слабой националь­ ной идентификацией. Они опережают других и по ре­ альному уровню доходов, и по позитивности самооцен­ ки на рынке труда, и по степени рационализации своей жизни. Люди с сильной национальной идентификацией имеют сопоставимый с ними экономической статус, но они гораздо менее уверены в своей экономической вос­

требованности и слабо рационализируют повседневные взаимодействия. Люди со средней степенью идентифи­ кации занимают серединное место в экономических ста­ тусах при дифференциации по степени экономической рациональности.

В производственной сфере ассимиляционная стра­ тегия в целом преобладает над корпоративной. В дан­ ном конкретном случае рационализация и ассимиляция в экономической жизни совпадают. Распространение ориентаций горожан на этнически чистые производст­ венные ячейки можно расценивать как конкретное про­ явление культурно-компенсаторных стратегий в чуждой для них области.

4.5. Политическая активность и национальная идентичность

Политическая активность - другая составляющая социального поведения человека. Наиболее распростра­ ненный вид политического действия, его первая сту­ пень, - участие/неучастие в выборах политических ор­ ганов разного уровня. Следующая ступень - участие в иных политических акциях (митинг, забастовка, демон­ страция и т.п.) или членство в определенных политиче­ ских движениях, партиях, объединениях и их создание.

Впредставленных нами моделях национального поведения политические действия могут осуществлять­ ся следующим образом.

Вкорпоративной стратегии национальная иден­ тичность наиболее актуализирована. Стержнем полити­ ческой активности является тезис «одна нация - одно государство». При этом характерно навязывание своего национального языка людям другим национальностей, установление правовых барьеров, для преодоления ко­

торых необходимо освоение культуры «титульной» на­ циональности. Голосование и участие в политических акциях избирательно.

При криминальной стратегии главным является максимальное публичное представительство своей на­ циональности и лоббирование собственных националь­ ных интересов. Предпочитаются закулисные практики принятия политических решений. Возможно использо­ вание насильственных методов, заимствованных из эко­ номической сферы. Для обсуждения политических тем применяется жаргон, сложившийся в преступных сооб­ ществах. Любые политические действия приобретают национальную окраску, при этом существует четкое де­ ление окружающих на «своих» и «чужих» по нацио­ нальному признаку, стремление через политическое участие достичь успеха в иных сферах, прежде всего в экономической.

Культурно-компенсаторная стратегия предпола­ гает наднациональное политическое поведение. Человек терпимо относится к «своим» и «чужим» национальным движениям и партиям, но, как правило, в них не участ­ вует. Голосует он исходя из собственных интересов, нередко не совпадающих с национальными. Вместе с тем, в качестве средства компенсации, для группы лю­ дей, следующей этой стратегии, характерно создание мифического идеального образа своих предков, их за­ слуг перед многонациональным отечеством.

В ассимиляционной стратегии происходит созна­ тельный отказ от национальной идентичности. «Осво­ бождение от национальности» рассматривается как сту­ пень к завоеванию новых политических пространств.

Обратимся к результатам нашего исследования (табл. 4.17).

Таблица 4.17

Участие в различных видах политических акций в течение последнего года

Вид политической акции

%

Голосование на выборах Президента

82,7

Голосование на выборах в Государственную Думу

69,3

Голосование на выборах депутатов местного

45,5

уровня

Проведение избирательной кампании (в качестве

 

общественного наблюдателя, агитатора, доверенно­

 

го лица и т.п.)

3,4

Митинг, демонстрация или пикет

1,7

Забастовка

0,8

Ни в чем не участвовали

14,4

Участие в политических акциях различной степени активности приняли 5/6 опрошенных. При этом единст­ венной массовой практикой было голосование на выбо­ рах. Фактически все, кто ходил на избирательные участ­ ки, заявили о том, что выбирали Президента РФ. Не­ сколько меньшее количество горожан участвовало в выборах депутатов в Государственную Думу. В два раза менее популярны выборы в местные органы власти. Еще менее привлекательным для пермяков является са­ мостоятельное участие в предвыборной кампании, еще более экзотичным - участие в митингах или забастов­ ках. Мы отдаем себе отчет в том, что речь здесь идет не о реальном участии в выборах. По городу доля голосо­ вавших значительно меньше. В ответах горожан выра­ жено представление о правильном политическом пове­ дении. Они более дисциплинированны как собеседники, нежели как избиратели. Люди, выросшие в советскую эпоху, знают, как себя правильно вести на выборах, в особенности высших органов государственной власти: надо идти или во всяком случае заявить о том, что пой­

дешь. Данные настоящего исследования совпадают с точностью до процента с результатами предваритель­ ных довыборных опросов. Около 80 % участников оп­ росов объявляют о своем намерении голосовать. В день выборов половина из них остается дома.

Даже вербально представители инонациональных групп менее активные избиратели, чем русские. Разница в степени участия - наименьшая при выборе президен­ та, наибольшая - при выборах депутатов федерального уровня. Зато инонационалы несколько более склонны к иным видам политических акций (пикетам и забастовкам).

Выше политическая активность тех респондентов, кто родился и вырос в поселках городского типа или деревнях. Среди уроженцев областного центра самая большая доля политических абстинентов любых профи­ лей. Чем выше экономический и культурный уровень семьи респондента в детстве, тем более отчужден он от современной политической жизни.

Самыми дисциплинированными избирателями яв­ ляются люди старше 50 лет, самыми недисциплиниро­ ванными - до 30. Респонденты в возрасте 20-30 лет охотнее всего заявляют о своем участии в проведении предвыборных кампаний.

Политически активнее те респонденты, кто полу­ чил представление о других национальностях в более молодом возрасте или от бабушек и дедушек. Среди них же больше доля участвующих в политической жизни только в качестве избирателей.

Больше доля голосующих среди инонационалов, говорящих на русском языке, а также протестующих против национальных школ. Те, кто владеет родным языком и передает своим детям национальную культу­ ру, предпочитают участвовать в митингах и пикетах.

Для людей со слабой степенью национальной идентификации характерно одинаково напряженное участие в выборах любых типов, но этим их политиче­ ская активность ограничивается. Для людей с сильной национальной идентификацией, наоборот, важно более активное участие в политической жизни в качестве аги­ татора, митингующего, пикетчика. Люди со средней степенью идентификации наиболее активны при выборе местных органов власти, для них предпочтительнее роль забастовщика.

Рассмотрим степень легитимности связи нацио­ нального и политического в представлении типичного горожанина.

Таблица 4.18

Отношение к национальным политическим

движ ениям

(в % к общему числу опрошенных)

Отношение

%

Положительное

39,5

Отрицательное

43,2

Не определились

17,3

Всего

100,0

Как видим, ответы «за» и «против» распредели­ лись примерно поровну. Обращает на себя внимание 1/6 ответов «не знаю». Русские являются большими сто­ ронниками подобных движений, нерусские увереннее говорят «нет».

Основными противниками национальных полити­ ческих движений являются люди со средним экономи­ ческим статусом, остальные относятся к этим движени­ ям более терпимо. Сторонники национальных движений преобладают среди 40-50-летних жителей областного центра.

Наиболее радикально настроены воспитывавшиеся в небольших городах, больше всего отрицающих воз­ можность существования национальных политических движений - среди приезжих из поселков и деревень.

Число сторонников национальных движений по­ степенно растет со снижением экономического статуса родительской семьи респондента, достигает максимума в семьях среднего уровня, а затем опять уменьшается. Выше их доля среди выходцев из семей с низким куль­ турным уровнем.

Чем в более раннем возрасте респондент стал раз­ личать людей по национальностям, тем более вероятно, что он будет сторонником национальных политических движений. Среди начавших дифференцировать окру­ жающих по национальному признаку в старших классах школы или позднее преобладают противники таких движений. Больше противников движений и среди по­ лучивших информацию о своей национальности от ба­ бушек или дедушек, а сторонников - среди узнавших о ней от родителей или других взрослых.

Среди нерусских респондентов за политические движения по национальному признаку чаще выступали те, кто говорит на русском языке, но детей своих отдал бы в национальную школу. Среди неуверенных велика доля говорящих на родном языке, но не знакомых с на­ циональной культурой и не читающих национальных газет и журналов.

Связь между принятием национальных политиче­ ских движений и степенью национальной идентифика­ ции представлена на рисунке 4.4. Приложения 3.

Среди сторонников национальных политических движений, естественно, преобладают люди с сильной национальной идентификацией. Решительнее всего про­ тив этих движений настроены имеющие слабую нацио­

Соседние файлы в папке книги