Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

7941

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
23.11.2023
Размер:
1.28 Mб
Скачать

31

У Карла Маркса (1818-1883 гг.) технические средства есть продукты человеческого труда. Поэтому уровень развития техники становится у него показателем степени развитости, как экономики, так и общества в целом. Техника по Марксу выступает активным общественным фактором и действует не прямо, а опосредованно, через сложившуюся в обществе систему социальноэкономических отношений.

Французский философ техники и культуролог Жак Эллюль (р. 1912 г.) основное исследовательское кредо сводит к оспариванию концепции К. Маркса о решающей роли способа производства в историческом развитии общества. Эллюль делает вывод, согласно которому капитализм в наше время перестал быть той господствующей силой, какой он был в XIX столетии и что его место заняла техника, которая стала ведущим фактором современности. Поэтому «если бы Маркс жил в 1940-х годах, он не стал бы более исследовать экономическую структуру капиталистического общества, а стал бы изучать технику». По мнению Ж. Эллюля, в основе классификации исторических эпох должна быть положена степень развития техники. Эти идеи последовательно освещались в его книгах «Техника» (1954 г.), «Техническое общество» (1965 г.), «Политические иллюзии» (1965 г.), «Метаморфоза буржуазии» (1967 г.), «Империя нелепости» (1980 г.). Все работы Эллюля посвящены анализу и изучению техники, современного технического общества, технической личности и политики.

В несколько ином ракурсе представлены технофилософские взгляды Карла Ясперса (1883-1969 гг.) – немецкого мыслителя, одного из видных представителей экзистенциализма. Свою технофилософскую концепцию К. Ясперс изложил главным образом в работе «Современная техника». Техника рассматри-

вается им как совокупность тех действий, которые знающий человек совер-

шает с целью господства над природой, т.е. ради того, чтобы придать своей жизни «такой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести нужную форму окружающей среды». Её состояние оставалось в течение тысячелетий стабильным, пока в конце XVIII столетия в ней, а через неё и во всей человеческой жизни, не произошел переворот, суть которого впервые был

32

понят К. Марксом. Современная техника в корне меняет связь человека с природой, с одной стороны, человек усиливает своё господство над природой; с другой – природа оказывает на него обратное действие (он имел в виду как техногенные разрушения, приводящие к негативным последствиям для человека, так и потерю человеком своей индивидуальности в техномире). В дальнейшем Ясперс конкретизирует своё понимание техники, определяя её как средство для достижения цели. Исходя из этого, он приходит к своему выводу о том, что «смысл техники состоит в освобождении от власти природы. Её на-

значение – освободить человека как животное существо от подчинения природе с её бедствиями, угрозами и оковами». В соответствии с этим он форми-

рует «принцип техники» как целенаправленное манипулирование «материалами и силами природы для реализации назначения человека».

Раздел 3

ФИЛОСОФИЯ

ПРАВА

«Справедливость

есть приобретённое свойство души, в силу которого

люди становятся способными к справедливым действиям, поступкам и желанию

справедливости».

Аристотель

33

Философия права согласно гегелевской

концепции представляет собой философскую

науку о праве, являющуюся «частью философии», а именно той частью, которая принадлежит философии объективного духа.

Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа у Г. Гегеля являются: субъективный дух (антропология, феноменология, психология); объективный дух (право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия).

Объективный дух, по Гегелю, та ступень развития духа (и всемирной истории), когда свобода впервые приобретает форму реальности, т.е. наличного бытия в виде государствен- но-правовых формообразований. Дух выходит из формы своей субъективности, познаёт и объективирует внешнюю реальность своей свободы: объективность духа входит в свои права.

«Дух» у Г. Гегеля – область разума. Реализация духа осуществляется через «идею», т.е. понятие. Например, идея права, которая есть свобода, развёртывается в гегелевском учении в понятия государства и права, а область объективного духа (разума, знаний) предстаёт как

идеальная правовая деятельность.

34

Г. Гегель раскрывает диалектическое движение понятия «права» от его

абстрактных форм до конкретных – от абстрактного права к моральности, а затем к нравственности: семье, гражданскому обществу и государству.

Свою концепцию философии права Г. Гегель разрабатывает и трактует именно как философскую науку о праве, отличную от юриспруденции, которая, занимаясь позитивным правом (законодательством), имеет дело, по его характеристике, лишь с противоречиями. Задача философии права, по Гегелю, состоит в постижении мыслей, лежащих в основании права, а подлинная мысль о праве есть его понятие, диалектика которого и раскрыта им в «Философии права».

В истории философской мысли до Г. Гегеля нарабатывались определённые позиции, касающиеся сущности понимания права. Это были, можно с достаточным основанием сказать, философские подходы к праву. По своему содержанию и форме они отражали идеи справедливости, равенства и свободы.

Античная философия права охватывает период с VII века до н.э. по III век н.э. Её представителями являются выдающиеся мыслители Древней Греции и Рима, начиная с Гомера, у которого божественная по своей природе справедливость выступала в качестве объективного основания и критерия правового. Только то, что соответствовало тогдашним взглядам на справедливость, воспринималось как право. Во времена «гомеровской Греции» (примерно VIII в. до н.э.) эллины оперируют такими понятиями, как дике (правда, справедливость), темис (обычай, обычное право), тиме (честь, почётное право-притязание), номос (закон). К плеяде мыслителей этого времени относится Демокрит (ок. 470366 г.г. до н.э.). Представление о законе и государстве он впервые на планете обосновывает естественными, а не божественными причинами.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, которая включает в себя учение о праве и законе. Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое. Справедливость у Аристотеля является величайшей из добродетелей. Эпикур (341-270 гг. до н.э.) разрабатывал концепцию правопонимания, исходящую из представле-

35

ний о справедливости и праве как об общеполезном договоре для обеспечения индивидуальной свободы и взаимной безопасности людей в общественнополитической жизни. Свобода человека, согласно Эпикуру, его ответственность за разумный выбор своего образа жизни.

Римские юристы (II-III вв.) представляли уже некую эпоху, положившую начало мировой юриспруденции. Первоначальные правовые представления в Древнем Риме носили ярко выраженную теократическую окраску – право понималось как божественное право и обозначалось термином «fas». В отличие от него светское право впоследствии обозначалось как «ius». Из большого числа юристов наиболее яркими личностями были – Гай (II в.), Папиниан (II-III вв.), Павел (II-III вв.), Ульпиан (II-III вв.) и Модестин (II-III вв.). Специальным законом императора Валентиниана III (426 г.) о цитировании юристов, юридическим положениям этих юристов была придана законная сила. Деятельность римских юристов была по преимуществу направлена на удовлетворение нужд правовой регламентации деятельности римского общества в соответствии с мнениями правящего императора. В то же время римские юристы сформулировали принципиально важное положение о делении права на публичное и частное право. Согласно Ульпиану, публичное право «относится к положению государства», а частное право «относится к пользе отдельных лиц».

Философия права Средневековья (конец V в. – середина XVII в.) также связана с деятельностью ряда мыслителей. В частности, Фомы Аквинского (1226-1274 гг.) – наиболее крупного представителя средневекового католического богословия и схоластики, с чьим именем связано идейное течение томизм (позднее неотомизм) – официальная философская доктрина католической церкви. Суть её – «философия – служанка богословия».

Проблема права и закона трактуется Фомой Аквинским в контексте христианских представлений о месте и назначении человека в божественном миропорядке, о характере и смысле человеческих действий. Всему придаётся теологическая окраска с опорой на античных мыслителей. Но если Аристотель ведёт речь о человеке как «политическом существе», то Аквинский представля-

36

ет его «общественным существом». Интересны суждения Фомы Аквинского о смысле закона и права. Сущность закона он усматривает в упорядочении человеческой жизни и деятельности под углом зрения блаженства как конечной цели.

В конце ХI – середине ХIII вв. появляется новое направление – школа глоссаторов (или экзегетов; экзегезе или глоссаторская деятельность – толкование текста), представители которой стали уделять главное внимание толкованию самого текста источников римского права – Свода законов императора Юстиниана и Дигест (правовых сборников, условно делившихся на 3 части и состоящих из 50 книг). Глоссаторы внесли заметный вклад в разработку позитивного права (изучающего римское право как систему источников публично признаваемого права), в формирование и развитие юридико-догматического метода трактовки действующего законодательства. Изучение положительного права не может обойтись без экзегезы, без догматической и систематической обработки, здесь проявляются приёмы человеческого ума – анализ и синтез. Это направление связано с деятельностью юристов Болонского университета, ставшего центром юридической мысли того времени. Аналогичный подход к праву был развит в университетах Падуе, Пизы, Парижа, Орлеана.

Философия права Нового времени (с середины ХVII по ХIХ в.) дала новые имена, а главное – новые подходы к праву. Этот период богат выдающимися умами человечества от Гуго Гроция до Георга Гегеля, внёсших предметный вклад в понимание и развитие философии права. Г. Гроций (1583-1645 гг.) – один из ранних творцов «юридического мировоззрения» Нового времени. Он

стоял у истоков современной доктрины международного права, формирования

основ новой рационалистической философии права и государства. В основе юридического подхода Гроция лежит идея справедливости как необходимого признака права. Вслед за Аристотелем он делит право на естественное и волеустановленное. Естественное – «предписанное здравым смыслом», согласно ему то или иное действие может быть признано морально порочным либо мо-

37

рально необходимым. Волеустановленное – имеет своим источником волю: человеческую или божественную.

Курс лекций по философии права читался в ряде университетов Европы. В частности, в Гейдельбергском университете в Германии его читал выдающийся немецкий мыслитель, философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

В России этого времени философией права занимались профессора Московского, Киевского и Санкт-Петербургского университетов – С.Е. Десницкий (1740-1789 гг.), К.А. Неволин (1806-1855 гг.), П.Г. Редкин (1808-1891гг.), Б.Н. Чичерин (1828-1904 гг.), П.И. Новгородцев (1866-1924 гг.) и ряд других. Их взгляды способствовали осмыслению базовой проблемы философии права: пониманию права, раскрытию его сущности, соотношению права и закона.

Философии права присущи два аспекта: первый – философия права выступает как научная область знания; второй – она является философской дисциплиной.

Любая наука и дисциплина имеет свой предмет исследования, предмет изучения. Предмет науки – то особенное, что отличает её от других наук и дисциплин. Предметом философии права является право в его различении и соотношении с законом. А соотношение философии права с другими видами и способами изучения права, например, с юриспруденцией, являет её как высшую духовную форму познания права, постижения и утверждения его смысла, ценности и значения в жизни людей.

Философия права начинается с возникновения идей об объективной, независимой от официально-властного усмотрения и произвола, природе и смысле права. Эти идеи стали зародышем всех последующих представлений и концепций о внутренней взаимосвязи и единстве права, свободы, равенства и справедливости, о правах и свободах человека, о господстве права, о правовом законе и правовом государстве.

Философия права занимается исследованием права, его понятием и

сущностью, его ценностью и местом в мире, его ролью в жизни человека, об-

щества и государства. Это обусловлено тем, что вне юридической аналитики

38

позитивного права остаётся ряд проблем общетеоретического, философского уровня, которые входят в предметную область философии права: соотношение общества и права; человека и закона; государства и права; права и закона и ряд других. Понятно, что официально-властный авторитет, которым установлено позитивное право, – существенный факт, значимый для практики и теории. С этим обстоятельством считается и юридическая догматика, и философия права.

Однако, уже на уровне обыденного сознания очевидно, что одно дело – автори-

тет законодателя и совсем другое – разумность, правильность, справедливость самого закона, которым регламентируются все основные стороны жизни человека, его права и обязанности. По своей разумной природе человек живёт, осуществляет различные виды деятельности в осознанном и осмысленном им времени и пространстве: 10 сфер общественной жизни – системообразующих институтов жизни общества.

СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ИНСТИТУТЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА – СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

О/б Э

О Эк

У

Ф/к

П

М И Н

Э – экономика Эк – экология У – управление П – педагогика

Н– наука

И – искусство М – медицина Ф/к – физическая

культура О – оборона

О/б – общественная безопасность

Индивид осознаёт себя в освоенном им пространстве в конкретном времени жизни общества и одновременно подвергает правовому осмыслению

39

каждую сферу общественного бытия. Правовое оценивание сфер общественной жизни осуществляется им с точки зрения справедливости, с точки зрения равенства и свободы, имеющих правовую и общественную ценность. Человек подвергает проверкам, суждениям (обыденным, теоретическим, философским) законы, действующие в этих сферах жизни, т.е. официальновластную данность самого позитивного права – законодательства.

Право предстаёт формой общественных отношений, выстраиваемых на основе свободы, равенства и справедливости.

Испытание позитивного права по сферам жизни общества на разумность, справедливость, равность его для всех, продиктовано не недоверием людей к государству, установившему его, а проблемами бытия человека, потребностями познания им природы и смысла положительного права в целях применения в жизни и деятельности.

Цель разума – достижение истины и философия права занята поисками истины о праве.

С точки зрения позитивного, положительного права вся истина о праве дана в самом этом праве, позиции, положения которого – это властно признанные источники действующего права: законы, подзаконные акты, указы, постановления, судебные прецеденты. В этом смысле истина о праве исчерпывается волей законодателя, мнением и позицией официально-властного установителя позитивного права. Это юридико-догматическая установка, но она не соответствует природе и смыслу права, ориентированного не на мнения и авторитеты, а на истинное, теоретически, философски осмысленное знание о нём. Элементарные рассуждения о позитивном праве порождают целый ряд вопросов, ответы на которые требуют выхода за рамки позитивного права и его позитивистского понимания. В частности, почему только правовые нормы, а не нравственные установки обеспечиваются принуждением?; от чего зависит позиция самого законодателя при принятии положений пози-

40

тивного права?; как соотносятся нормы права и социальные нормы?; всякий ли закон является правовым?

Основной смысл этих и подобных им вопросов заключается в проблеме различения и соотношения права и закона, которая обозначает предметную область философии права. Философское учение о праве включает в себя тот или иной вариант различения права и закона, что и определяет философскоправовой профиль соответствующего подхода. Речь идёт о формулировках такого различения, в частности, о различении естественного права и права по человеческому установлению, о справедливости и законе, о философии права и позитивном праве и т.п. За этим терминологическим разнообразием лежит то, что в теоретической форме обозначается как право и закон, их различе-

ние и соотношение. Именно наличие момента диалектического единства и

различения права и закона характеризует философию права, в том числе и понимаемую не в виде разнородных воззрений, а как предметно определённую и внутренне выстроенную дисциплину: научную и учебную.

Представители почти всех основных течений философской мысли от древности до наших дней выдвигали свои версии философского правопонимания. Применительно к ХIХ-ХХI вв. можно говорить о философскоправовых концепциях кантианства и гегельянства, различных направлениях христианской философской мысли (неотомизма, неопротестантизма), феноменологизма, философской антропологии, интуитивизма, экзистенциализма и других.

Юриспруденция и философия права взаимодополняют друг друга. И хотя в ХХ веке философия права стала преимущественно находиться в одном ряду с юридическими дисциплинами и преподаётся на юридических факультетах, её развитие предметно связано с развитием именно философской мысли. У

закона не может быть своей сущности, отличной от сущности права. Если гипотетически это допустить, то в этом случае закон будет неправовым: либо волеустановленным группой лиц по предварительному сговору, либо

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]