Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
7
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
516.95 Кб
Скачать

Предметом договора факторинга может быть требование, срок исполнения по которому еще не наступил

Предметом договора факторинга является уступка права требования к должнику, поэтому очень важно в договоре факторинга идентифицировать такое требование максимально точно. Его следует описать таким образом, чтобы существующее требование можно было идентифицировать в момент заключения договора, а если речь идет о будущем требовании – то не позднее чем в момент его возникновения (п. 1 ст. 826 ГК РФ).

Заметим, что под существующим денежным требованием имеется в виду требование, срок платежа по которому уже наступил, а под будущим – требование, по которому срок платежа наступит в будущем. Будущее требование считается перешедшим к финансовому агенту после того, как у должника возникла обязанность перечислить деньги по основному договору (купли-продажи, оказания услуг, подряда и т.д.). Момент перехода требования к фактору можно определить и наступлением определенного события, тогда уступка происходит после наступления такого события. При таких условиях оформлять уступку повторно закон не требует (п. 2 ст. 826 ГК РФ). Отметим, что именно в отношении уступки будущих требований на практике возникает больше всего судебных споров.

Условно договор факторинга можно разделить на два вида. Первый – договор, предусматривающий выкуп фактором у клиента требования к должнику (п. 1 ст. 831 ГК РФ). Таким образом, финансовый агент приобретает право на все суммы, которые он получит от должника во исполнение требования, а клиент не несет ответственности перед финансовым агентом за то, что полученные им суммы оказались меньше цены, за которую агент приобрел требование, так как клиент фактически выбыл из данных правоотношений.

Второй вид – договор, который заключается в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом (п. 2 ст. 831 ГК РФ). Если денежные средства, полученные фактором на основании такого договора от должника, окажутся меньше суммы долга клиента перед фактором, то клиент остается ответственным на возникший остаток перед финансовым агентом. Данный вид договора на практике встречается намного чаще, чем первый.

Основания для наступления обязанности должника перед фактором

Должник по основному договору обязан произвести исполнение в пользу финансового агента при условии, что он получил письменное уведомление об уступке денежного требования в пользу данного агента (п. 1 ст. 830 ГК РФ). Направить такое уведомление может как прежний кредитор (клиент по договору факторинга), так и новый (финансовый агент). Письменное уведомление должно содержать сведения о денежном обязательстве, а также финансовом агенте, которому его необходимо исполнить. С момента получения такого уведомления должником надлежащим исполнением обязательства для него будет лишь исполнение в пользу финансового агента4. Поэтому лицу, направившему уведомление, следует запастись доказательствами факта получения документа должником, особенно если речь идет о факторе.

Заметим, что одного письменного уведомления будет достаточно, даже если уступка состоялась в отношении обязательств по оплате нескольких партий товара. Оформлять отдельное уведомление на стоимость каждой поставки необязательно. С момента получения такого «консолидированного» уведомления у должника возникнет обязанность перечислить сумму оплаты всех партий, указанных в документе, в пользу фактора5.

Кроме того, по просьбе должника финансовый агент обязан в разумный срок представить доказательство того, что уступка действительно имела место. При неисполнении фактором этой обязанности должник вправе будет произвести исполнение первоначальному кредитору – клиенту, и такое исполнение будет признано надлежащим.

Уступка требований на основании заявок от клиента вполне соответствует закону  Иногда в договоре факторинга стороны определяют, что моментом уступки денежных требований к должнику является момент принятия фактором заявки от клиента. Эта ситуация вызывает множество судебных споров, потому что стороны договора факторинга ошибочно приходят к выводу: уведомление должника об уступке денежного требования не порождает у него обязанности перечислить деньги фактору, поскольку последний на этот момент еще не получил заявку от клиента. Аргументом становится то, что на указанные в таких уведомлениях даты уступка еще фактически не состоялась, поскольку фактор соответствующие заявки от клиента не принял.

Вторым ошибочным обоснованием такой позиции является ссылка на невозможность указать в уведомлении, направленном должнику, дату уступки или какие-либо сведения о состоявшейся уступке. Ведь до получения фактором заявки от клиента эти сведения еще неизвестны.

На наш взгляд, такая позиция не соответствует закону. Из положений главы 24 ГК РФ следует, что по общему правилу новому кредитору права (требования) переходят в момент совершения сделки уступки права (требования). Передача документов, удостоверяющих право и подтверждающих его действительность, производится на основании уже совершенной сделки. Поэтому направление должнику уведомления о состоявшейся уступке денежного требования до принятия заявок финансовым агентом, то есть до совершения уступки, полностью соответствует требованиям ГК РФ. Факт принятия фактором заявок клиента после уведомления должника об уступке денежного требования не влияет на действительность уступки6.

У должника возникает обязательство по оплате даже в том случае, если уведомление об уступке денежного требования ему направили раньше, чем фактор перечислил денежные средства клиенту в счет произведенной уступки7. Самое главное, чтобы направленное должнику уведомление содержало сведения о подлежащем исполнению денежном требовании, иначе перемены лиц в основном обязательстве такое уведомление не повлечет8.

Заметим, что при обращении финансового агента к должнику с требованием произвести платеж должник имеет право предъявить к зачету свои денежные требования к клиенту. При этом требования, предъявленные к зачету, должны существовать к моменту получения должником уведомления об уступке требования финансовому агенту (п. 1 ст. 832 ГК РФ). После получения должником уведомления об уступке денежного требования осуществление зачета уже не допускается9.

Таким образом, несоблюдение порядка уведомления должника о состоявшейся уступке права требования освобождает должника от соответствующего обязательства перед финансовым агентом, но не перед клиентом. В данном случае покупатель обязан произвести оплату прежнему кредитору – клиенту.

У должника есть правомерные основания не исполнять требования финансового агента  Иногда требование финансового агента исполнить денежное требование в его пользу должник может не исполнять на вполне законных основаниях. Например, если клиент (кредитор по основному договору) свои обязательства перед должником не исполнил. Или если товар, обязательство по оплате которого было передано в рамках договора факторинга, покупатель вернул продавцу. Полагаем, второй случай стоит рассмотреть более подробно.

При возврате товара оплачивать его должник не обязан ни финансовому агенту, ни первоначальному кредитору – продавцу10. Однако в такой «скользкой» ситуации должнику необходимо крайне тщательно соблюдать порядок возврата товара и оформления сопутствующих документов. При отсутствии нарушений обязательство покупателя перед продавцом прекращается, следовательно, перечислять деньги по переданному фактору несуществующему требованию должник не обязан. Такого мнения придерживаются и арбитражные суды11.

Возможна и ситуация, когда покупатель возвращает товар до наступления срока оплаты товара, установленного договором купли-продажи. В этом случае должник также освобождается от обязательств по оплате12.

Однако если возврат товара был осуществлен неправомерно или же должник просто допустил просрочку исполнения денежного требования в пользу финансового агента, такое нарушение является основанием для наступления ответственности как в виде пени, так и в виде штрафа (п. 1 ст. 330 ГК РФ)13.

Клиент и должник могут отвечать перед фактором солидарно  При неисполнении или несвоевременном исполнении должником денежного обязательства в пользу фактора ответственность может нести не только он, но и клиент как солидарный должник. Это возможно, только если солидарная ответственность должника и клиента прямо предусмотрена в договоре факторинга. Но стоит помнить, что при разрешении подобного спора суд вполне может снизить размер заявленной ко взысканию неустойки из-за ее несоразмерности последствиям нарушения обязательства (ст. 333 ГК РФ). Заявить о таком уменьшении следует должнику или клиенту, поскольку данную норму арбитражный суд по своему усмотрению применять не может14.

Что касается нарушений при исполнении основного договора клиентом, то они не дают право должнику требовать от финансового агента возврата сумм, уже уплаченных ему в рамках исполнения договора факторинга. Такое право возникнет у должника только в одном случае – если получить такие суммы непосредственно от клиента (продавца, заказчика по основному договору) он не имеет возможности (ст. 833 ГК РФ).

Однако должник вправе потребовать возврата сумм, уже уплаченных им финансовому агенту, если докажет, что фактор не исполнил своего обязательства перечислить клиенту денежную сумму в счет уступки требования или перечислил ее, зная о нарушении клиентом обязательств по основному договору (п. 2 ст. 833 ГК РФ)15. Однако данное положение не нашло широкого отражения в судебной практике.

Соседние файлы в папке Учебный год 2023-2024