Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / karapetov_neustoyka-1.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
170.4 Кб
Скачать

Возможность снижения законной неустойки

Статья 333 ГК, говоря о возможности снижения неустойки, не конкретизирует, о каком из двух видов неустойки идет речь - законной или договорной, из чего напрашивается вывод о том, что снижению подлежит и та, и другая неустойка, если только ее размер действительно явно несоразмерен последствиям нарушения.

КС ТОЖЕ ПРИЗНАВАЛ ТАКУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ

+ Разъяснения о снижении неустойки, содержащиеся впостановлении № 81, применяются не только к договорной, но и к законной неустойке.

Исключительный характер правила о снижении неустойки

подход к ст. 333 ГК как к исключительной мере, на которую вправе рассчитывать должник в случаях явной несоразмерности неустойки, является гарантом эффективности самой неустойки как формы договорной ответственности.

Если превратить саму возможность снижения неустойки в некую заведенную практику, воспринимаемую судами зачастую как свою обязанность, то можно получить значительное снижение эффективности защиты прав кредитора, размывание преимуществ самого института неустойки и, как следствие, падение договорной дисциплины.

Поэтому крайне важным является соблюдение баланса между принципами диспозитивности, автономии воли сторон, эффективности защиты нарушенных прав, с одной стороны, и принципами справедливости и адекватности ответственности тяжести нарушения - с другой. Дабы соблюсти этот хрупкий баланс, суды при постановке вопроса о возможности снижения неустойки не должны забывать, что (1) неустойка не аналог убытков и ее размер кредитор не обязан обосновывать, (2) снижение возможно исключительно в случаях явного, бросающегося в глаза несоответствия между размером неустойки и последствиями нарушения, (3) при оценке соразмерности нельзя ориентироваться исключительно на размер неустойки, а нужно брать в расчет реальные последствия нарушения.

Отграничение правила ст. 333 гк от смежных механизмов снижения ответственности

ВАС РФ - степень вины должника в нарушении (там, где это имеет юридическое значение) может являться поводом для применения правил об освобождении от ответственности по ст. 401 ГК, но никак не правила ст. 333 ГК.

  • невиновность должника может учитываться при привлечении к ответственности исключительно в отношениях непредпринимательского характера. При этом виновность презюмируется, а обратное вправе доказать должник.

  • В отношениях же предпринимательских основанием для освобождения от ответственности может являться наличие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора).

В связи с изложенным немаловажно отметить, что и последствия возникновения обстоятельств непреодолимой силы необходимо столь же четко отличать от механизма, заложенного в ст. 333 ГК.

в основе решения о снижении неустойки очень часто лежат доводы, относящиеся скорее к ст. 401 ГК, чем к ст. 333 ГК.Классический пример: государственное унитарное предприятие, являющееся, как известно, коммерческой организацией, при взыскании с него задолженности за отгруженную продукцию пытается снизить размер неустойки на основании того, что у него сложилось крайне тяжелое финансовое положение, наличествует картотека на счетах, оно выполняет важнейшие социальные задачи, не финансируется государством или по иным причинам не имело реальной возможности вовремя расплатиться с кредитором. Формально суд не имеет права снизить неустойку по этим причинам, даже если признает, что должник был невиновен в нарушении: ведь ГУП является коммерческой организацией, отвечает независимо от наличия или отсутствия его вины в нарушении и поэтому не имеет права ссылаться на свою невиновность. Но де-факто суды зачастую входят в положение ответчика и снижают неустойку на основании ст. 333 ГК, формально ссылаясь на несоразмерность, а в действительности просто проявляя снисхождение к ответчику.

Встречается также снижение судом неустойки на основании длительности периода просрочки.

Мол, не предъявляя иска в суд о взыскании долга в течение долгого периода времени, кредитор сам способствовал увеличению своих убытков и необоснованному увеличению объема начисляемых санкций. В этой связи заметим следующее. Во-первых, согласно позиции ВАС РФ действия кредитора, способствовавшие увеличению размера ответственности, не могут служить основанием для применения ст. 333 ГК: для этого случая имеется специальная ст. 404 ГК "Вина кредитора". Напомним, что согласно ст. 404 ГК, когда имеется обоюдная вина кредитора и должника, кредитор своими действиями сам способствовал увеличению своих убытков или не предпринял мер по их минимизации, суд должен соразмерно снизить ответственность должника.

предъявление иска не является обязательным условием для погашения долга: обязательство как было до вынесения решения, так и осталось. Предъявление или непредъявление иска является процессуальным правом кредитора, который волен им воспользоваться по собственному усмотрению или применить иную тактику в отношении должника (войти в положение должника и де-факто предоставить ему отсрочку, попытаться уступить права требования по данной задолженности или отложить возбуждение процесса по иным причинам). "Наказание" кредитора за то, что он не начал немедленно судиться, а пытался уладить вопрос мирным путем, шел навстречу должнику и надеялся на то, что должник выправит свое финансовое положение и расплатится, видится нам в данном случае необоснованным. Наоборот, длительность нарушения обязательства может быть расценена как фактор, усугубляющий вину.

если будет установлено, что должник предлагал кредитору расторгнуть договор и был готов вернуть предоплату, объясняя, почему он не может исполнить его, а кредитор, несмотря на это, не принимал отказ, продолжал настаивать на исполнении и в то же время не заявлял соответствующих требований в суд, то такие действия, если они имели место в течение значительного промежутка времени, должны послужить основанием для отказа в иске об исполнении в натуре. В таком случае покупатель будет ограничен правом взыскать назад предоплату и требовать компенсации убытков. Если же в описанной ситуации должник, получив предоплату, уверял кредитора, что обязательно исполнит договор, оттягивал время, пользуясь денежными средствами, полученными от кредитора, и не заявлял однозначно об отказе от договора, то предъявленный кредитором, у которого в конце концов кончилось терпение, иск об исполнении в натуре не может быть отклонен по причине просрочки разумного срока для предъявления такого иска.