Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
5
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
1.1 Mб
Скачать

2.3. Национальный режим для предприятий,

контролируемых из-за рубежа

Важен вопрос о сфере действия национального режима. Понятие "национальный режим" подразумевает применение при регулировании деятельности иностранных юридических лиц норм гражданского законодательства. Распространяется ли такой режим на регулирование порядка допуска иностранных юридических лиц к деятельности на территории соответствующего государства? Рекомендации в отношении того, какова должна быть сфера действия национального режима, даны Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1992 г. ОЭСР опубликовала доклад "Национальный режим для предприятий, контролируемых из-за рубежа" <1>. В Декларации, опубликованной ОЭСР, в связи с определением термина "национальный режим" говорится, что Декларация не затрагивает право государства - члена ОЭСР регулировать иностранные инвестиции и определять условия реализации иностранными предприятиями "права на поселение", предусмотренного в ст. 52 Римского договора, т.е. условия учреждения иностранными лицами местных компаний. В соответствии со ст. 52 Римского договора "право на поселение" (establishment) - это принцип, в соответствии с которым обеспечиваются национальный режим и отказ от дискриминации иностранных лиц в части, касающейся создания ими дочерних компаний и фирм, учрежденных по закону одного из государств - членов ЕС <2>. Приведенное выше решение Европейского суда по делу "Centros" является иллюстрацией применения принципа недискриминации, содержащегося в международном договоре, при анализе норм национального законодательства, касающихся режима деятельности иностранных компаний и фирм.

--------------------------------

<1> National Treatment for Foreign Controlled Enterprises. Paris: OECD, 1993. P. 23.

<2> См.: Юмашев Ю.М. Правовое регулирование прямых иностранных капиталовложений в ЕЭС. М., 1988. С. 46.

Если следовать выработанному в рамках ОЭСР единообразному пониманию термина "национальный режим", необходимо признать, что допуск иностранных инвестиций в страну и предоставление "права на поселение" являются формой реализации суверенных прав государства. Нормы национального законодательства о допуске иностранных инвестиций, учитывая единообразное понимание термина "национальный режим" в международных документах, могут быть сформулированы как изъятия из национально-правового режима. Соответствующие изъятия могут быть установлены в национальном законодательстве об иностранных инвестициях или регулироваться в международных договорах. К ним относятся международные договоры о гарантиях и защите иностранных инвестиций, о создании экономических союзов государств, о создании зон свободной торговли или общего рынка как на двух-, так и на многосторонней основе.

В большинстве законов бывших республик СССР, принятых в конце 90-х гг., само понятие "национальный режим" не употребляется с учетом того, что основное содержание законов сводится к установлению условий допуска иностранных инвестиций, что выходит за рамки действия национального режима. Это относится к Закону Грузии от 30.06.1995 "Об иностранных инвестициях", к законам об иностранных инвестициях России, Казахстана. В то же время в ряде законов подчеркивается, что гражданско-правовые отношения подчиняются действию гражданского законодательства. В ст. 3 Закона об иностранных инвестициях Грузии, названной "Регулирование иностранных инвестиций", предусматривается, что "осуществляемая на основе иностранных инвестиций предпринимательская деятельность регулируется настоящим Законом, гражданским законодательством Республики Грузия". Аналогичная норма содержится в Законе об иностранных инвестициях Армении от 31.04.1997 (ст. 2).

Принятие Инвестиционного кодекса Республики Беларусь 2001 г. <1>, Закона Республики Казахстан "Об инвестициях" 2003 г. <2>, Хозяйственного кодекса Украины в 2003 г. <3>, в которых содержатся нормы, регулирующие инвестиционные отношения, возникающие с участием национальных и иностранных инвесторов, отражает общую тенденцию развития инвестиционного законодательства как законодательства, основанного на конкуренции национальных и иностранных инвесторов при условии недискриминации последних. Однако содержание этих комплексных правовых актов значительно отличается друг от друга. В некоторых из них названная тенденция выражена лишь в самом факте принятия единого закона для инвестиций. Что же касается содержания правового регулирования иностранных инвестиций, то оно отражает в одних случаях усложнение процедуры допуска иностранных инвестиций, как, например, в Инвестиционном кодексе Белоруссии, а в других - чисто формальный подход, поскольку нормы об иностранных инвестициях, выделенные в самостоятельный раздел, по содержанию мало отличаются от ранее действовавших норм законов об иностранных инвестициях (например, гл. 38 Хозяйственного кодекса Украины).

--------------------------------

<1> Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22.06.2001 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. N 62. Ст. 2/780.

<2> Закон Республики Казахстан от 08.01.2003 "Об инвестициях" // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2003. N 1 - 2. Ст. 4.

<3> Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 // Ведомости Верховной Рады. 2003. N 18. Ст. 144.

Принятие новых законов, регулирующих инвестиции, не всегда влечет за собой отмену ранее принятых аналогичных законов. В Законе Украины от 19.03.1996 "О режиме иностранного инвестирования" предусматривается, что для иностранных инвесторов на территории Украины устанавливается национальный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности, за исключениями, предусмотренными законодательством и международными договорами Украины (ст. 7).

Ограничительные условия допуска иностранных юридических лиц к хозяйственной деятельности, согласно которым для контролируемых из-за границы предприятий действуют специальные нормы, присутствуют в той или иной форме практически во всех, в том числе и в промышленно развитых, государствах. В США они представлены "специальными мерами" ст. 1301 Закона о конкуренции и торговле 1988 г., в Канаде - Законом об инвестициях 1985 г., в Европе - законодательством о конкуренции, принятым органами ЕС на основе ст. ст. 85 и 86 Римского договора <1>. Меры, принимаемые государством по защите конкуренции в области регулирования и контроля над иностранными юридическими лицами, находятся в соответствии с нормами международного права, в частности с нормами Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1975 г. <2>.

--------------------------------

<1> См., например: о Регламенте Совета ЕЭС 4064/89 "О концентрациях в производстве" // Правовое регулирование иностранных инвестиций в России. М., 1995. С. 183.

<2> UN GA Res. 3281.

Обращение к ограничениям как способу регулирования отношений, участие в международных договорах, предусматривающих условия введения в действие и снятия таких ограничений на национальном и международном рынках товаров и услуг, являются в настоящий период основными средствами осуществления государством внешнеэкономической политики.

В Федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" предусматривается, что Правительство РФ может вводить ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. Такие ограничения вводятся, если иностранное государство не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении Российской Федерации, предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации, муниципальных образований или российских лиц, не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную защиту их законных интересов, не предпринимает разумных действий для борьбы с противоправной деятельностью физических и юридических лиц этого государства на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 40). Ограничительные меры, согласно этому Закону, вводятся в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ч. 2 ст. 40).

Для снятия ограничений используется механизм двусторонних взаимных уступок в рамках ВТО, а также заключение международных соглашений о создании режима свободной торговли между договаривающимися государствами.