Добавил:
Провожу консультации по психологическим дисциплинам, готовлю к зачётам и экзаменам, пишу работы. Пиши: https://t.me/meuwl Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психотерапия экзамен МГМСУ.docx
Скачиваний:
40
Добавлен:
27.04.2023
Размер:
1.63 Mб
Скачать

66. Перечислите стадии терапевтического процесса по к.Роджерсу.

В своей ранней книге "Консультации и психотерапия" К. Роджерс перечисляет характерные шаги процесса помощи:

1. клиент приходит за помощью;

2. определяется ситуация;

3. поощрение свободного выражения;

4. советующий принимает и проясняет;

5. постепенное выражение позитивных чувств;

6. обнаружение позитивных импульсов;

7. появление инсайта;

8. прояснение выбора;

9. позитивные действия;

10. возрастание инсайта;

11. растущая независимость;

12. уменьшающаяся потребность в помощи.

Этот предполагаемый ряд событий показывает, что Роджерс заботится о том, чтобы клиент определил собственный путь при одобрении и поддержке терапевта.

Роль терапевта и пациента в процессе психотерапии. "Ключи к исцелению, - писал Рождерс, - находятся у клиента, но терапевт должен обладать определенными личными качествами, способными помочь клиенту научиться использовать эти ключи".

67. Перечислите и поясните варианты ограничений в терапевтической ситуации, предложенные к. Роджерсом. (Ефанова)

Любая терапевтическая ситуация имеет свои ограничения:

Ограничение ответственности. Одно из ограничений, которое консультант должен четко обозначить, — степень принимаемой на себя ответственности за проблемы и поведение клиента. Терапевт не должен брать ответственность за решение проблемы клиента (то есть иногда клиент будет отвечать на вопросы, пока терапевт будет решать его проблему: так нельзя. Надо помочь клиенту осознать, что нельзя оставлять решение проблемы терапевту).

Ограничение времени. Временные огра­ничения для терапевтической ситуации, как и любые другие ограничения, нужны для того, чтобы снабдить ситуа­цию консультирования всеми разнообразными аспекта­ми жизненной ситуации. Временные рамки задают произвольные человеческие ограничения, к которым клиент должен научиться приспосабливаться. Клиент может свободно распоряжаться временем у консультанта (опаздывать, говорить не по делу и тд), но не может руководить консультантом и занимать больше положенного времени, несмотря ни на какие отговорки

Допустимые границы агрессивного поведения или свобода выражения. Еще одно ограничение, касающееся исключительно игровой тера­пии с детьми, связано с возможным нанесением ущерба. Хотя ребенку предоставляется полная свобода действий для отыгрывания враждебности — в конкретной комнате с конкретными предметами — это не абсолютная свобо­да. Можно показать это на нескольких примерах. “Мы можем сколько угодно шуметь здесь, но не в холле”. “Ты можешь играть с любыми вещами на этой полке и делать с ними все, что захочешь, но не можешь брать книги и вещи на той полке”. В общем, запрещается наносить вред другим (или бить окна, или выносить деструктивную активность за пределы кабинета), переводя все свои импульсы в действие.

Допустимые пределы привязанности. Одно из самых важных ограничений в терапевтической ситуации — определение допустимой степени эмоциональной вовлеченности со стороны терапевта. Несмотря на то, что этот вопрос наиболее остро стоит при работе с детьми, он важен и должен учитываться при работе с пациентами всех возрастных групп. Он может возникнуть, например, в связи с возможными подарками. Также он имеет отношение к желанию быть зависимым от консультанта. Он может проявиться при наличии у клиента желания продолжить отношения на социальном уровне за пределами терапевтического кабинета.

Свобода от любого давления или принуждения: консультант воздерживается от внесения в терапевтические ситуации своих собственных желаний, собственных реакций или предубеждений. Сеанс — это время клиента, а не консультанта.

Ограничения позволяют консультанту чувство­вать себя более комфортно и действовать более эффек­тивно. Они очерчивают рамки, внутри которых консуль­тант может быть абсолютно свободным и естественным при взаимодействии с клиентом. Когда взаимодействие определено плохо, всегда существует вероятность того, что консультируемый может слишком многого требовать от консультанта. В результате консультант оказывается сла­бо защищенным, постоянно опасаясь, как бы его жела­ние помочь не обернулось против него же самого. Но если он четко представляет себе границы своих обязанностей, он может отбросить свои защиты, быть более чутким к потребностям и чувствам клиента и может занять стабиль­ную позицию, по отношению к которой клиент начнет менять себя.

68. Опишите взгляд Роджерса на феномен «сопротивления», перечислите факторы, усиливающие сопротивление. Роль инсайта в клиент-центрированной психотерапии К. Роджерса, перечислите действия консультанта в отношении инсайта.

Сравнительно с другими видами клиентцентрированная терапия требует от терапевта больше сдержанности. Причина этого парадоксальна. Терапевт относительно быстро выясняет истинную причину (истолкованную согласно его имплицитной теории) психологических расстройств. Однако: «Чем точнее и исчерпывающе интерпретация, тем вероятнее, что пациент ответит вам защитой и сопротивлением» (Роджерс).

Это сопротивление психоаналитики считают блокадой (едипального) несознательного и ставят в центр обработки; если поведенческий терапевт отвечает на него контрпониманием, то клиентцентрированный не противопоставляет ничего, чтобы таким образом его ослабить. Роджерс цитирует китайского философа Лао-Цзи (6 ст. к н.э.): «Если я удержусь от вмешательства, то человек побеспокоится о себе сам; если удержусь от руководства, человек самая найдет правильное поведение.»

Понимание — это совсем не бездеятельность. Терапевт должен придерживаться трех переменных величин поведения:

(1) Он повторяет пациенту его выражения. Благодаря этому пациент в словах терапевта узнает себя и начинает себя корректировать (вербализация эмоционального содержания переживаний). Он ощущает понимание и побуждение к изменениям.

(2) Положительное оценочное отношение к пациенту и эмоциональное тепло относительно него, что усиливает уверенность в себе и доверие к терапии.

(3) Аутентичность и самоконгруэнтность — важнейшее требование к терапевту. Социальные положения требуют всяких видов представления, неправды и лицемерия. Они должны радикально уступить место самораскрытию (англ. self-disclosure), чтобы подозрение в неискренности терапевта не вело пациентов к неопределенности, замкнутости и отказу от позитивных отношений.

В контексте взаимодействия с терапевтом эмпирически наблюдаемое сопротивление клиента, по Роджерсу, является способом изменения угрожающей ситуации, в которой он находится, а вовсе не защитой в процессе осознания.

РОЛЬ ИНСАЙТА:

Инсайт – завершение гештальта. Он происходит в переходные моменты самоактуализации – «пики переживания». В такие моменты мы думаем, действуем и чувствуем более ясно и точно. Во многих случаях инсайт оказывается значим для клиента как процесс достижения необходимой степени свободы, позволяющей по-новому взглянуть на старые проблемы. От консультанта требуется максимальная сдержанность, нежели чрезмерная активность. Основной метод заключается в том, чтобы помочь снять защиты, способствовать проявлению установок и различных эмоций клиента, пока не произойдет спонтанного озарения. Это требует от консультанта самоконтроля. Если консультант адекватно оценивает установки клиента, помогает ему прояснить некоторые его чувства, а также стимулирует свободный выход эмоций, новый инсайт возникает сам собой, а когда это произойдет, консультант сумеет его распознать.

Роджерс выделил следующие ступени психологической помощи:

o Клиент обращается за помощью.

o Определяется ситуация.

o Поощряется свободное выражение чувств.

o Консультант одобряет и поясняет.

o Постепенно позитивные чувства находят выражение.

o Положительные импульсы становятся узнаваемыми.

o Разрабатывается инсайт.

o Поясняется выбор.

o Предпринимаются позитивные действия.

o Инсайт углубляется.

o Возрастает независимость.

o Потребность в помощи снижается.

Сделав акцент на роли инсайта в пихотерапии, можно сделать вывод, что инсайт помогает пережить и принять отторгаемые мысли. Клиент начинает смотреть на себя более позитивно, как на более адекватного человека; возрастает принятие клиентом себя. Осознание реальных фактов ведет к более реалистичной оценке себя, взаимоотношений, своего окружения, к признанию внутреннего локуса оценки.