Добавил:
Провожу консультации по психологическим дисциплинам, готовлю к зачётам и экзаменам, пишу работы. Пиши: https://t.me/meuwl Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психотерапия экзамен МГМСУ.docx
Скачиваний:
40
Добавлен:
27.04.2023
Размер:
1.63 Mб
Скачать

76. Дальнейшее развитие психоаналитической терапии как теория объектных отношений и основа психологии самоидентичности

Теория объектных отношений Д. Винникота

В этом подходе развитие человека изучается с точки зрения его отношений с различными объектами реальности. Младенец рождается с существующей потребностью в отношениях, а процесс их построения и будет определять его “Я”.

В самом раннем возрасте “Я” развивается по трём этапам:

  1. Абсолютная зависимость. Младенец не может существовать в отрыве от матери или от объекта (грудь матери – это буквально он сам).

  2. Относительная зависимость (от 6 мес до 2 лет). Ребёнок постепенно приобретает способность отделять те или иные объекты от своего “Я”. Как только появляется понимание зависимости от объектов, сразу же проявляется стремление к независимости.

  3. Объектные отношения. Полная дифференциация себя и объекта.

Холдинг – реакция матери на ребёнка с самого рождения и пока он взрослеет. Состоит из когнитивного и аффективного компонента, включает сознательное и бессознательное и проявляется в заботе о ребёнке. Это своего рода “материнский инстинкт”, то, что заложено в женской природе.

Достаточно хорошая мать – мать, которая ещё до рождения ребёнка “настраивается” особым образом на удовлетворение его потребностей, способна переживать целостность с ним, проявлять холдинг.

Оптимальный уровень фрустрации – необходимый для переживания “отделённости” от объектов и реальности уровень напряжения, который обеспечивает ребёнку достаточно хорошая мать (в отличие от “идеальной”, которая не допускает фрустрации, или же “плохой”, которая делает её слишком интенсивной).

Переходные объекты – это те объекты реальности, которые ребёнок использует на стадии относительной зависимости для постепенного осознания существования внешнего по отношению к нему мира. Он берёт в рот разные предметы, тем самым как бы включая в границы своего “Я” то, что в них не входит, а затем переживает отделённость. Также ребёнок пытается уничтожать объекты, тем самым получая знания о постоянстве элементов окружающего мира. Этот процесс помогает ему “отделиться” от матери и разделить мир на объективное и субъективное.

Подобные объекты существуют у человека во всех возрастах. Это то, что помогает человеку переживать отделённость от мира – у детей постарше это могут быть игрушки, а у взрослых – фотографии и вещи, напоминающие о других людях.

Иллюзия – то, что сознательно воспринимается субъектом как отличное от реальности, но при этом наделено свойствами этой реальности. Помимо переходных объектов, самый очевидный пример – игры. Играя в войну, дети (или взрослые) понимают, что они не на войне, но испытывают реальные эмоции.

Реальность без иллюзий не может быть принята нетравматично. Человек может жить в окружающем мире относительно спокойно, потому что этот мир как правило предсказуем, а человек создаёт иллюзию абсолютной предсказуемости.

Расщепление Я – процесс, который происходит при столкновении с несовпадением существующей иллюзии и реальности. Это два способа действия в подобной ситуации – отказаться от восприятия реальности и уйти в фантазию (эта сторона имеет психотический потенциал) или же сделать среду снова безопасной и иллюзорно предсказуемой (адаптироваться к реальности). Винникот считает, что человек как правило действует по обоим сценариям одновременно. Из-за подобного расщепления возникает ложная самость.

Ложная самость – состояние крайнего расщепления внутренней (иллюзорной) стороны “Я” и внешней (поведенческой) стороны “Я”, которое приводит к потере творческого потенциала, потому что иллюзорная, фантазийная сторона полностью поглощается внешней, поведенческой стороной, конформизмом.

Терапия в теории объектных отношений. Основной принцип терапии – регрессия пациента к детскому состоянию с целью осуществления переноса на терапевта. В данном случае перенос выступает как позитивное условие успешной терапии. Терапевт замещает предыдущие отношения пациента, удовлетворяя его потребности в переносе (в том числе, его атакующий потенциал).

Терапевтический процесс превращается в иллюзию, игру – пациент способен взаимодействовать с терапевтом так, как будто это его родитель, за счёт чего происходит коррекция раннего опыта. Игра, иллюзия – это то, что находится на границе фантазии и реальности, внутреннего и внешнего, именно поэтому терапия должна оставаться игрой, чтобы сохранять способность корректировать опыт человека.