Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
38
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
525.08 Кб
Скачать
  1. Яковлев в. Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. 2-е изд., доп. М.: Статут, 2006

МЕХАНИЗМ СВЯЗИ ПРЕДМЕТА И МЕТОДА

Не виды хозяйственной деятельности, а типы общественных отношений, складывающихся в процессе деятельности, определяют применение того или иного отраслевого метода регулирования.

Поскольку гражданское право регулирует общественные связи, складывающиеся по типу отношений собственности, постольку метод гражданскоправового регулирования должен отражать те черты, которыми характеризуются отношения собственности, т. е. имущественно-распорядительную самостоятельность субъектов, их равенство, начала эквивалентности. Именно эти черты отражаются в содержании прав и обязанностей гражданских правоотношений и через типичные элементы многообразного юридического содержания гражданского права выливаются в соответствующие черты гражданскоправового метода.

ГРАЖДАНСКОПРАВОВОЙ МЕТОД КАК СОВОКУПНОСТЬ ПРИЕМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Наиболее распространенным в теории права является понимание отраслевого метода как специфического способа, при помощи которого государство на основе данной совокупности юридических норм обеспечивает нужное ему поведение людей— участников правоотношений.

Отраслевой метод, отражающий социально-экономическое содержание регулируемых отношений и концентрирующий основные юридические свойства отрасли права, представляет собой способ воздействия отрасли на поведение людей, способ организации правовой связи участников регулируемых отношении.

Анализ гражданскоправового метода позволяет определить его следующим образом. Гражданскоправовой метод - способ воздействия на отношения, который является дозволительным, характеризуется наделением субъектов на началах их юридического равенства способностью к правообладанию, диспозитивностью и инициативой, обеспечивает установление правоотношений на основе правовой самостоятельности сторон.

Если с позиций содержания объективного права гражданскоправовой метод есть дозволительный, то с точки зрения сути правовых связей его главная особенность состоит в обеспечении правовой самостоятельности их участников.

ПРАВОНАДЕЛЕНИЕ—ГЛАВНАЯ СУЩНОСТНАЯ ЧЕРТА ГРАЖДАНСКОПРАВОВОГО МЕТОДА

Гражданскоправовой способ воздействия характеризуется тем, что данная отрасль признает за субъектами право на определенное поведение. Гражданскоправовое регулирование имеет в целом дозволительный характер. Гражданское право, и в этом состоит главная сущностная черта его метода, наделяет участников отношений субъективными правами как средствами удовлетворения признаваемых законом интересов и обеспечивает права соответствующими юридическими мерами.

Дозволительная сущность гражданского метода выражается не только в главной, но и в других основных чертах этого метода, а также в содержании и характере норм, в особенностях общего положения и конкретных связей субъектов, во всех элементах механизма гражданскоправового регулирования, в том числе в юридических фактах, правоотношениях, мерах защиты прав и мерах ответственности.

С позиций общего правового положения субъектов дозволительный характер гражданскоправового регулирования проявляется прежде всего в особенностях гражданской правосубъектности. Дозволительная сущность гражданской правосубъектности выражена в наделении субъектов гражданской правоспособностью. Наделение лица гражданской правоспособностью означает признание его субъектом гражданского права. Поэтому правоспособность называют иногда правосубъектностью. Правоспособность есть одновременно правосубъектность. Однако это особый ее вид. Правоспособность—не только признание лица участником урегулированных правом отношений. Наделение правоспособностью означает признание лица таким субъектом, который может быть носителем субъективных прав как юридических средств удовлетворения интересов, средств обладания определенными социальными благами. Правоспособность есть юридическая мера социальных возможностей и социальной свободы. Гражданская правоспособность—мера социальных возможностей субъекта в имущественной сфере, а также в сфере отношений по поводу некоторых личных неимущественных благ.

Однако главное в правоспособности, выступающее в ней на первый план—это ее правонаделительный характер.

Правоспособность — непременный атрибут всех субъектов гражданского права. Гражданская правоспособность—не только способность выступать субъектом гражданского права. Это также правовая возможность быть носителем определенных законом для данного субъекта прав и обязанностей.

Дозволительность гражданскоправового регулирования в аспекте конкретных правовых связей проявляется в первую очередь в первичности абсолютных правоотношений, абсолютных субъективных прав, прежде всего права собственности (права оперативного управления). В праве собственности (праве оперативного управления) выражается особенность гражданскоправового регулирования: ни одна из других отраслей права не наделяет субъектов подобным правам.

Дозволительность регулирования усилена тем, что, кроме права собственности и права оперативного управления, к числу абсолютных относятся также личные неимущественные права. Они характеризуются всеми чертами абсолютных прав за исключением тех, которые специфичны для имущественных отношений. В отличие от последних личные неимущественные права характеризуются неотделимостью от личности их носителя.

Прием регулирования, состоящий в наделении субъектов правами, для гражданского права универсален: он реализуется во всех институтах гражданского права.

ДИСПОЗИТИВНОСТЬ КАК ЧЕРТА ГРАЖДАНСКОПРАВОВОГО МЕТОДА

Гражданское право закрепляет правовую свободу субъектов еще в одном аспекте—как способность осуществлять правосубъектность по своему усмотрению. Конкретно речь идет о возможности субъектов гражданского права по своему усмотрению приобретать субъективные гражданские права и обязанности, определять в известных пределах их содержание, осуществлять их, распоряжаться ими. Эта возможность, именуемая в теории права диспозитивностью, представляет собой один из основных приемов гражданскоправового метода регулирования.

Диспозитивность как способность выбора в тех или иных пределах вариантов поведения имеет объективные основания в регулируемых гражданским правом отношениях. Действительно, главная черта отношений собственности—имущественно-распорядительная самостоятельность субъектов — может быть реализована лишь при условии предоставления последним определенной свободы усмотрения. Некоторая степень свободы усмотрения требуется для нормального функционирования отношений собственности в их статике; она позволяет собственнику владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом так, как это необходимо для удовлетворения его законных интересов. Свобода нужна для отношений собственности и в их динамике, поскольку последние приобретают товарно-денежную форму, которая мыслима при условии признания за лицами способности распоряжаться имуществом как товаром своей волей.

Диспозитивность с точки зрения объективного права выражается в содержании гражданскоправовых норм и в их характере. Прежде всего диспозитивность проявляется в изобилии диспозитивных норм, которое наблюдается в гражданском праве. Диспозитивные нормы, устанавливающие вариант регулируемого поведения и в то же время оставляющие за сторонами возможность выбора и иного варианта, обнаруживаются в той или иной пропорции во всех институтах. В некоторых из них (например, обязательственном праве) они абсолютно преобладают над нормами императивными.

Диспозитивность в аспекте конкретных правоотношений проявляется прежде всего в способности субъектов гражданскоправовых связей регулировать эти отношения, определять в известной степени их содержание. Гражданское право охраняет начала диспозитивности, содержит гарантии для их претворения в жизнь.

ПРАВОВАЯ ИНИЦИАТИВА КАК ЧЕРТА ГРАЖДАНСКОПРАВОВОГО МЕТОДА

Третий прием гражданскоправового регулирования состоит в наделении участников отношений правовой инициативой, которая используется гражданским правом в качестве движущего начала в становлении и развитии гражданских правоотношений.

Рассматриваемая черта регулирования характеризуется способностью субъектов гражданского права своими целенаправленными действиями вызывать к жизни права и обязанности, изменять их и прекращать. В гражданском праве не существует таких правоотношений, в становлении, развитии, прекращении которых сознательные, волевые, целенаправленные действия участников этих отношений не выполняли бы той или иной роли.

Наделение субъектов правовой инициативой находит свое выражение в нормах объективного права, которыми придается правообразующая сила таким действиям субъектов гражданского права, как сделки.

Правовая инициатива субъектов гражданского права означает, что приобретение субъективных прав, как реализация возложенных в правоспособности возможностей, происходит по инициативе ее обладателей путем совершения ими соответствующих действий. Наделение правом помимо или вопреки воле лица, выраженной в его целенаправленных действиях, противоречило бы самому характеру дозволительного регулирования. Правовая инициатива субъектов, следовательно, представляет собой одну из сторон дозволения, развивает главную черту гражданскоправового метода.

Правовая инициатива в плане общего правового положения субъектов находит свое непосредственное проявление в наделении дееспособностью как способностью приобретать, изменять, прекращать права и обязанности своими собственными действиями. Обычно дееспособность рассматривается под углом зрения ее наличия или отсутствия вследствие неспособности субъекта к сознательным целеустремленным действиям в сфере гражданского оборота ввиду возрастной незрелости или психической неполноценности субъекта. Между тем наделение участников гражданских правоотношений не только правоспособностью, но и дееспособностью отражает дозволительную сущность гражданскоправового регулирования.

В аспекте конкретных правовых связей правовая инициатива как черта метода проявляется прежде всего в характере юридических фактов — правообразующих, правопрекращающих, а также правоизменяющих. Их главной особенностью в гражданском праве с точки зрения общей характеристики служит ведущее положение сделки. Последняя представляет собой правомерное действие субъекта гражданского права, имеющее специальную направленность на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей.

ЮРИДИЧЕСКОЕ РАВЕНСТВО СУБЪЕКТОВ КАК ЧЕРТА ГРАЖДАНСКОГО МЕТОДА

Юридическое равенство, как черта гражданскоправового метода, имеет объективные корни в содержании регулируемых отношений. Гражданское право, регулирует отношения, каждая из сторон которых обладает имущественно-распорядительной самостоятельностью. Оно призвано снабдить участников отношений равными правовыми возможностями, обеспечивающими самостоятельность субъектов.

В наибольшей степени юридическое равенство, как прием правового регулирования, необходим для опосредования отношений собственности в их динамике. Товарно-денежные отношения смогут строиться как таковые лишь при условии, что стороны признают друг в друге товаровладельцев, т. е. лиц, чья воля распоряжается товаром.

Товарно-денежные отношения характеризуются не только имущественно-распорядительной самостоятельностью субъектов, но также возмездностью, эквивалентностью. Юридическое равенство отражает эквивалентность как черту товарно-денежных отношений и в то же время обеспечивает ее в реальных отношениях.

Суть юридического равенства как особого приема гражданскоправового регулирования в позитивном его выражении означает распространение на всех субъектов гражданского права дозволительного регулирования, наделение их в принципе равной возможностью правообладания, т. е. гражданской правоспособностью, а также юридической диспозитивностью и инициативой. Производное от позитивного негативное выражение юридического равенства предполагает отсутствие между субъектами связи, построенной на началах власти и подчинения.

Равенство субъектов гражданского права находит свое закрепление в нормах объективного права. Хотя оно и предопределяется экономической сущностью отношений, однако, подобно иным правовым явлениям, не представляет собой какого-то естественного свойства лица. В гражданском законодательстве содержится нормативноправовое основание равенства субъектов гражданского права.

Применительно к конкретным правоотношениям юридическое равенство прежде всего обнаруживается в плане юридических фактов. Оно проявляет себя в той основной роли, которая принадлежит в установлении, изменении, прекращении правоотношений гражданскоправовому договору. Последний служит главным юридическим фактом в гражданском праве, потому что является по своему существу инструментом установления правовых связей на началах юридического равенства. Договор представляет собой такой рычаг установления правовых связей, без использования которого равенство субъектов правоотношений имело бы весьма призрачный характер. Кроме того, субъекты обладают равной возможностью по совершению односторонних сделок.

Равенство субъектов обнаруживается далее в содержании и структуре прав и обязанностей сторон конкретного правоотношения. Сущность гражданскоправовой связи такова, что управомоченное лицо обладает правом -как материальноправовым притязанием, но не велением; обязанное лицо не подчинено управомоченному, а лишь функционально связано с ним посредством притязания. Наделение одного лица правом требования определенного поведения от другого не означает здесь одновременного снабжения властью первого и подчинения ему второго лица. О. С. Иоффе обоснованно подчеркивает то обстоятельство, что в административных правоотношениях, наоборот, одна сторона подчинена велению другой независимо от того, что первая может выступать в конкретном правоотношении управомоченным, а вторая—обязанным лицом.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что разграничение административноправовых и гражданскоправовых отношений проводится не по признаку одностороннего или двустороннего распределения прав и обязанностей, а по наличию или отсутствию во взаимоотношениях начал власти и подчинения. Не видеть разницы между тем и другим было бы ошибочно. В абсолютных гражданских правоотношениях управомоченный субъект обладает определенной возможностью собственного поведения, от других же лиц он может требовать, чтобы ему не препятствовали в дозволенном законом поведении. Само содержание этого вида гражданских правоотношений свидетельствует об отсутствии власти у управомоченного субъекта, поскольку последняя означает ту или иную степень активного вмешательства в чужое поведение.

1 Грибанов В.П. Принципы осуществления гражданских прав // Вестник МГУ. Право. 1966. N 3. С. 17.

Соседние файлы в папке !!Экзамен зачет 2023 год