Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
uchebnik_Ogorodnikov_Ilin.doc
Скачиваний:
59
Добавлен:
25.02.2023
Размер:
14.39 Mб
Скачать

2. Явление и сущность

Диалектический анализ материального объекта предполагает раздвоение единого на противоположности. Диалектический анализ как последовательный переход от «конкретного к абстрактному» (Маркс) должен начинаться с наиболее «конкретных» (т. е. самых сложных, самых богатых содержанием) атрибутов. При этом во избежание субъективизма, при исследовании атрибутов материального объекта необходимо постоянно учитывать принцип единства теории и практики. Диалектический анализ объекта должен опираться на историю практической деятельности (в частности, историю техники), историю всех наук (в частности, естествознания) и историю философии. Начнем с последней.

Уже мыслители древнего мира «раздваивали» мир на нечто внешнее, чувственное данное и нечто такое, что находится за ним и его определяет. У Платона в духе идеализма такое раздвоение лежит в основе его учения о «мире вещей» и «мире идей». Через всю историю философии проходит фундаментальное разделение мира на внешнее, являющееся, и внутреннее, его сущность.

Научное познание, направленное на изучение материального мира, руководствуется важной методологической установкой: переходить от описания изучаемого объекта к его объяснению. Описание имеет дело с явлениями, а объяснение предполагает обращение к сущности изучаемых объектов.

Наконец, история техники дает богатый материал, показывающий глубокий смысл разграничения явлений и их сущности. Яркий пример этому дает обнаружение сущности засекреченных технологических процессов (китайского фарфора, дамасской стали и т. п.).

Все сказанное дает достаточные основания для вывода о том, что материальный объект в ходе диалектического анализа, прежде всего, должен быть «расчленен» на явление и сущность.

Понятие явления не представляет особых трудностей. Материя «является» нам в самых разнообразных формах: в форме вещи, свойства, отношения, множества, состояния, процесса и т. д. Явление всегда нечто индивидуальное: конкретная вещь, конкретное свойство и т. д. Что касается понятия сущности, то вокруг этого понятия исторически было много споров, различных трактовок; идеалисты построили вокруг этого понятия множество схоластических и даже умозрительных мистических схем.

Для характеристики содержания сущности следует исходить из практики изучения различных явлений. Из обобщения результатов таких исследований, прежде всего, следует, что сущность выступает как внутренняя сторона объекта, а явление – как внешнее. Но «внутреннее» здесь надо понимать не в геометрическом смысле. (Например, детали механического устройства часов в геометрическом смысле «внутри» их корпуса, но сущность часов – не в этих деталях.) Сущность – это основание явлений. (В часах внутреннее, основание – не механические детали, а то, что делает их часами, закономерный колебательный процесс.) Сущность – это внутренние, глубинные связи и отношения, определяющие явления. (Приведем еще несколько иллюстраций. Сущностью воды является соединение водорода и кислорода; сущностью движения небесных тел – закон всемирного тяготения; сущность прибыли – производство прибавочной стоимости и т. д.)

Сущность в сопоставлении с явлениями выступает как общее; одна и та же сущность является основанием множества явлений. (Так, сущность воды одинакова и в реке, и в озере, и в дожде и т. д.) Сущность в сопоставлении с ее проявлениями относительно более устойчива. Своеобразие сущности в гносеологическом плане заключается в том, что в отличие от наблюдаемых, наглядных явлений, сущность ненаблюдаема и ненаглядна; она познается мышлением.

Итак, сущность – это внутреннее, общее, относительно устойчивое, познаваемое мышлением основание явлений.

Утверждение, что сущность – основание явлений, не следует трактовать в том смысле, что сущность будто бы может существовать «сама по себе», до явлений. Еще Аристотель отмечал: «Следует, по-видимому, считать невозможным, чтобы отдельно друг от друга существовали сущность и то, сущностью чего она является»63. Сущность всегда имеет конкретные проявления в виде отдельных явлений, а отнюдь не является особой реальностью, существующей до, вне и независимо от этих явлений.

Составляя неразрывное единство, явление и сущность в то же время не совпадают друг с другом. Мир в своей внутренней связи не таков, каким он нам представляется. «Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, – писал Маркс, – то всякая наука была излишня»64. В том или ином конкретном объекте нет полного проявления сущности, всех ее сторон, всех возможностей реализации, но во множестве явлений определенного типа сущность раскрывается полностью.

Та или иная сущность как основание множества определенных явлений, имеет, в свою очередь, свое, более глубокое основание. «Мысль человека, – писал Ленин, – бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца.»65 В качестве иллюстрации этого положения можно привести следующий пример. В течение длительного времени изучались видимые движения небесных тел, накапливалась соответствующая информация. Затем выяснилось, что видимые движения в значительной своей части объясняются движением наблюдателя вместе с Землей. Это позволило определить «действительные» траектории движения светил. Кеплер находит, что движение планет описывается математическими, количественными соотношениями (законы Кеплера). Познание сущности движения планет исторически было связано с ответом на вопрос о физической причине кеплеровских законов. Ньютон показал, что движением планет управляет сила тяготения, и сформулировал закон всемирного тяготения (сущность 1-го порядка). В последующем, в релятивистской теории тяготения этот закон получает свое обоснование в искривлении пространства – времени (сущность 2-го порядка).

После «расчленения» материального объекта на явление и сущность возникает задача дальнейшего анализа явления и сущности. Обобщение практики научных исследований и данных истории философии показывает, что для описания явления нужно использовать категории качества и количества, пространства и времени и др., а для раскрытия содержания сущности необходимо использовать категории закона, возможности и действительности и др. Эти онтологические категории не имеют самостоятельного значения наряду с категориями «явление» и «сущность», а отражают отдельные стороны содержания явления и сущности как наиболее сложных атрибутов материального объекта. Последующая задача – подвергнуть анализу явление, а затем сущность объекта.