Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
uchebnik_Ogorodnikov_Ilin.doc
Скачиваний:
59
Добавлен:
25.02.2023
Размер:
14.39 Mб
Скачать

4. Структура и методология теоретического знания

Теоретическое познание использует в качестве материала полученные на эмпирическом уровне научные факты. Интерпретация и дальнейшее обобщение этих фактов приводит к рабочей гипотезе, проверка которой в практике (преобразующей или научно-экспериментальной) приводит к открытию теоретического закона.

Теоретическое исследование начинается с того, что из непротиворечивых, осмысленных умозрительных принципов выбирается небольшое число в качестве исходных принципов новой теории. (В частном случае может быть выбран один принцип.) Эти принципы должны давать возможность объяснить установленные эмпирические законы и предсказывать новые. Но как найти такие принципы?

Выбор исходных принципов теории, вообще говоря, может идти методом проб и ошибок. Но если учесть, что на стадии умозрительного исследования может быть создано огромное количество умозрительных принципов, то метод проб и ошибок малоэффективен. Необходимо дальнейшее ограничение множества умозрительных принципов. В этом процессе существенную роль играет философское мировоззрение исследователя (о чем подробнее будет сказано ниже).

На основе выбранных принципов из некоторого множества знаковых структур (содержащихся в информационной области исследователя) выбирается некоторая структура для возможного теоретического закона. В физике этой «схемой» является некоторая математическая структура (отличная от тех, которые использовались на предыдущих этапах исследования). Физик выбирает из множества математических структур такую, из которой можно получить теоретический закон.

Собственно научная гипотеза заключается в некотором предположении о теоретическом законе и дедуктивном развертывании системы следствий из этого предположения.

Научная гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

– гипотеза не должна противоречить известным фактам и эмпирическим законам исследуемой предметной области;

– гипотеза не должна противоречить теоретическим законам, ранее установленным относительно исследуемой предметной области;

– гипотеза не должна противоречить принципам научно-философского мировоззрения;

– гипотеза должна удовлетворять требованию принципиальной проверяемости, т. е. дедуктивно выведенные из нее следствия должны быть прямо или косвенно сопоставимы с опытными данными.

Подтверждение гипотезы превращает ее в теорию, открытие теоретического закона.

Теория – это система логически взаимосвязанных предложений, отражающая существенные внутренние связи некоторой предметной области. Логическая структура гипотезы и теории одинакова, различие – в характере исходных предпосылок: в гипотезе они – вероятные, в теории – истинные предложения. Логическая структура теории носит дедуктивный характер: из некоторых истинных предложений, рассматриваемых в качестве исходных, логически следуют все другие, производные истинные предложения.

В структуру предложений, выражающих теоретические законы, включены теоретические понятия. В отличие от эмпирических понятий, которые наглядны, конкретны, часто многозначны, теоретические понятия характеризуются абстрактностью, однозначностью. Теоретические законы по своей логической форме – универсальные суждения.

Большинство теоретических схем науки конструируются не за счет схематизации опыта, а методом трансляции абстрактных объектов, которые заимствуются из ранее сложившихся областей знания и соединяются с новой «сеткой связей». Следы такого рода операций легко обнаружить, анализируя теоретические модели классической физики. Например, объекты фарадеевской модели электромагнитной индукции «силовые линии» и «проводящее вещество» – были абстрагированы не прямо из опытов по обнаружению явления электромагнитной индукции, а заимствовались из области знаний магнитостатики («силовая линия») и знаний о токе проводимости («проводящее вещество»).

Еще одним ярким примером сказанному является явное повторение формулы закона всемирного тяготения Ньютона (1687):

;

в формуле закона Кулона (1785):

(два точечных заряда взаимодействуют друг с другом в вакууме с силой F, величина которой пропорциональна произведению зарядов e1 и e2 и обратно пропорциональна квадрату расстояния r между ними).

Любая теория – это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждений). Она имеет сложную структуру и выполняет ряд функций.

Принято выделять в теории такие элементы:

1) исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п.;

2) идеализированные объекты (тело теории) – абстрактные модели существенных связей, свойств объекта;

3) логика теории – совокупность определенных правил и способов доказательства (формальная логика, математическая логика);

4) философские установки и ценностные факторы.

С методологической точки зрения, важную роль в формировании теории играет абстрактный, идеализированный объект (как отражение реального изучаемого объекта). В. С. Степин считает, что в развитой теории, кроме ее фундаментальной схемы, есть еще один слой организации абстрактных объектов – уровень частных теоретических схем. Фундаментальная теоретическая схема в совокупности с ее производными образованиями представляется как «внутренний скелет» теоретического знания. Проблема генезиса теоретических схем называется коренной проблемой методологии науки. Это сложная многоуровневая иерархическая система.73

Среди основных функций научной теории обычно выделяют:

а) системно-интегративную (объединение отдельных достоверных знаний в целостную систему);

б) экспликационную (объяснительную) функцию, связанную с выявлением законов, на основании которых можно объяснить сущность изучаемого, его причины;

в) методологическую (формирование на базе теории методов, приемов и направленности познания);

г) предсказательную (открытие законов; дает возможность предсказать будущие состояния изучаемого, предвидеть природные и социальные события);

д) праксиологическую (теория позволяет совершенствовать практическую деятельность людей).

Главная задача науки – открыть, обосновать законы. Теория есть система законов, закономерностей, так как теоретические знания вторгаются в глубинные связи изучаемого объекта. Закон – это объективная, внутренняя, существенная, общая, повторяющаяся (при определенных условиях) связь. Условия, при которых действуют глубинные связи и зависимости, могут сузить действие закона или, напротив, расширить закономерные связи, или вообще снять их, породить новые.

Часто дело ограничивается формулированием принципов при оформлении той или иной теории. Но все-таки надо уяснить, достигнуть понимания тех глубинных связей и зависимостей, на основе которых сформулированы принципы. А правильно ли сформулированы принципы, а не изобретены ли они субъективно? Законы регулируют процесс. Все явления – сложные или меньшей сложности (т. е. разной степени сложности) законосообразны. Законы открываются сначала в виде предположений, гипотез. Новые факты приводят к «очищению этих гипотез», исправлению их, пока, наконец, не будет установлен закон в чистом виде. О законах, прежде всего, догадываются (их «нащупывают»). Затем вычисляются следствия этой догадки и выясняют, что повлечет за собой этот закон, если окажется, что он действует. Затем результаты расчетов сравнивают с тем, что наблюдается в природе, с результатами специальных экспериментов (или с нашим опытом) и по результатам таких наблюдений выясняют, так это или не так. Если расчеты расходятся с экспериментальными данными, то закон неправилен.74 Но это еще не все. Надо еще знать, как открытый закон прокладывает себе путь, уметь еще выводить все явления данной предметной области из соответствующего закона.

Необходимо также знать, что каждый конкретный закон практически никогда не проявляется в «чистом виде», а всегда во взаимосвязи с другими законами разных уровней и порядков. Примером тому могут служить законы войны и вооруженной борьбы. Могут быть законы-тенденции, осуществляющиеся весьма запутанным образом. Хотя законы действуют с «железной необходимостью», но в комплексе они могут подавляться другими законами (или отдельно взятым законом). Гегель писал: каждый закон узок, неполон, приблизителен. Л. Фейнман заявил, что даже закон всемирного тяготения не точен. И другие законы не точны, где-то на краю их всегда лежит тайна, всегда есть, над чем поломать голову.

Многообразие отношений и связей в реальной действительности служит объективной основой существования многих форм (видов) законов, которые классифицируются по тому или иному критерию.

Можно классифицировать законы:

1) по признаку форм движения материи: механические, физические, химические, биологические, социальные;

2) по степени общности: всеобщие (диалектические), общие, особенные, частные (специфические);

3) по механизму детерминации: динамические, статистические;

4) по характеру действия: причинно-генетические, функциональные, развития;

5) по их роли и значению: основные и не основные;

6) по глубине своего действия: эмпирические, фундаментальные.

Наука как целостная динамическая система знания не может успеть развиваться, не обогащаясь новыми эмпирическими данными, не обобщая их в системе теоретических средств, форм и методов познания. Важно знать, понимать единство теории и практики. Причем, связи теории и практики двусторонни: прямые – от практики к теории – и обратные – от теории к практике. Ответственная задача кадров всех специальностей – укреплять и совершенствовать взаимодействие теории и практики, особенно в военном деле.

Важен вопрос реализации (или материализации) теории в практических делах. Теорию необходимо внедрять в практику, в жизнь, лишь тогда она становится материальной силой. Переход от абстрактной научной теории к практике – путь сложный и противоречивый. Все дело в том, что надо находить пути трансформации научного знания в программу практических действий. Нужна технологизация знания как своего рода рецепт действия, четкого регулятива для действий, операций.

В социальной сфере путь теоретического знания к практике намного сложнее и многообразнее, ибо тут нет (как в ряде естественных, особенно технических, наук) прямого выхода в практику непосредственного применения знания в той или иной области социально преобразующей деятельности.