Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
7
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
313.69 Кб
Скачать

Отсутствие государственного кадастрового учета земельного участка препятствует заключению договора аренды

По смыслу статьи 6, части 1 статьи 168 и части 4 статьи 170 АПК РФ арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагает истец, и должен рассматривать заявленное требование исходя из фактических правоотношений. Суд определяет правовую квалификацию исковых требований и может их удовлетворить, если это не изменяет фактического основания и предмета иска, а также не влияет на объем заявленных требований.

Практика. Между комитетом по управлению муниципальным имуществом и обществом был заключен договор аренды земельного участка сроком на три года, в условиях которого было закреплено целевое назначение участка – для проектирования и строительства объектов производственного назначения. В связи с тем, что арендатор ненадлежащим образом исполнял обязательства по внесению арендных платежей, у него образовалась задолженность по арендной плате. Не решив спор в досудебном порядке, арендодатель обратился в суд с иском о взыскании арендных платежей и пени.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования лишь частично, взыскав задолженность и пени за последние четыре месяца пользования землей. Требование о расторжении договора аренды оставлено без рассмотрения.

Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения. Установлено, что земельный участок на момент заключения договора не был идентифицирован, кадастровый учет участка не был проведен, его местоположение определено не было.

Кадастровый учет участка и внесение номера в государственный кадастр недвижимости были осуществлены спустя год после заключения договора. Ссылки истца в обоснование расчета арендной платы с даты вынесения постановления муниципального образования судом отклонены, так как до момента государственного кадастрового учета земельного участка как объекта гражданских прав не существовало.

Суд пришел к выводу, что фактической передачи земельного участка не могло состояться до постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. Следовательно, у сторон не могли возникнуть отношения по аренде земельного участка до постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, а поэтому расчет арендной платы и пени может производиться только с момента государственной регистрации договора аренды, в связи с чем из расчета арендной платы, представленного истцом, следует исключить период, когда земельный участок не был зарегистрирован2.

Если предметом иска согласно его содержанию и предоставленному арендодателем расчету суммы требований является взыскание денежных средств, представляющих собою арендную плату, неполученную за пользование земельным участком, то данные обстоятельства относятся к основанию иска.

Суд вправе квалифицировать сложившиеся между сторонами правоотношения как отношения, вытекающие из неосновательного обогащения. Правовая квалификация судом заявленных истцом требований не может рассматриваться в качестве изменения им предмета или основания иска, поскольку фактические обстоятельства (неосновательное пользование земельным участком), на которые ссылался истец, и предмет иска (взыскание денежных средств, являющихся арендной платой независимо от того, как они обозначены истцом) судом не изменены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (п. 2 ст. 1105 ГК РФ).