Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
7
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
560.31 Кб
Скачать

Вас рф сформулировал два подхода к разрешению споров о взыскании «третейских» издержек

Необходимо отметить, что в целях установления единообразного толкования и применения норм права дело № А63-11532/2010 (по которому и были вынесены названные выше судебные акты в пользу предприятия-истца) передано в Президиум ВАС РФ. В определении о передаче дела для пересмотра в порядке надзора коллегия судей указала, что при разрешении возникших по таким делам вопросов могут быть применены два подхода5.

Согласно первому подходу экономическая деятельность третейского суда состоит в разрешении передаваемых ему на рассмотрение споров. В свою очередь, доход, получаемый третейским судом, формируется за счет уплачиваемых сторонами судебных издержек и третейского сбора. Следовательно, третейский суд является участником гражданско-правовых отношений как частное лицо наравне с предприятием.

Это значит, что неисполнение предприятием своих процессуальных обязанностей по оплате третейского сбора должно рассматриваться как нарушение принятых на себя обязательств в рамках гражданско-правовой сделки, а суммы издержек, взысканные решением третейского суда, которое было исполнено определением арбитражного суда первой инстанции, – как неустойка по гражданско-правовому договору.

Предприятие, соглашаясь на разрешение спора третейским судом, приняло условия о возможном применении к нему штрафных санкций, которые при изложенном подходе носят гражданско-правовой характер и применяются в рамках исполнения гражданско-правовой сделки между предприятием и третейским судом.

Второй подход заключается в том, что при разрешении подобных вопросов в системе государственных судов не предусмотрено применение штрафных санкций за нарушение процессуальной обязанности заявителя по предварительной оплате государственной пошлины.

Практика международных арбитражей по вопросу оплаты судебных издержек также свидетельствует об установлении обязанности предварительной оплаты необходимых сборов в качестве гарантии финансовых интересов арбитража и неприменении санкций финансового характера.

Так, в случае неоплаты в предварительном порядке требуемых сборов международные арбитражные институты не приступают к рассмотрению спора по существу, поскольку неоплата запрашиваемых сумм расценивается как отказ сторон от рассмотрения их спора данным учреждением. Поэтому международные арбитражи, как и третейские суды, представляющие собой альтернативные формы гражданско-правовых споров, не имеют полномочий на применение мер штрафного характера6.

Точки над «i» расставил Президиум ВАС РФ, который 13.12.2011 вынес надзорное постановление по указанному делу7.

Критерии для оценки разумности размера третейского сбора законом не установлены

В продолжение темы о разумности расходов, по моему мнению, необходимо отметить, что современное отечественное законодательство не закрепляет обязательности в установлении третейского сбора с учетом цены иска.

Практика. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда о взыскании с предпринимателя задолженности по арендной плате, пени и третейского сбора.

Суд первой инстанции, признав третейскую оговорку недействительной, а решение третейского суда – противоречащим основополагающим принципам гражданского права, в удовлетворении требований отказал. Суд руководствовался тем, что в третейской оговорке размер третейского сбора был установлен фиксированный, независимо от суммы иска. А это противоречит положениям Закона о третейских судах.

Однако кассационная инстанция, удовлетворив заявление общества, указала следующее. Третейский сбор состоит не только из гонорара третейского судьи, поэтому у суда не имелось оснований для признания недействительной оговорки со ссылкой на пункт 3 статьи 15 Закона о третейских судах. Законодательство не закрепляет обязательности в установлении третейского сбора с учетом цены иска.

Третейский сбор компенсирует затраты суда, не является чрезмерным по отношению к взыскиваемой сумме долга и неустойки. Решение в этой части не является противоречащим основополагающим принципам гражданского права8.

Однако отсутствие критериев для определения пределов взыскания суммы третейского сбора может приводить к злоупотреблению правом третейского суда и не будет способствовать становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Практика. Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда о взыскании с учреждения задолженности по договору, процентов за пользование чужими денежными средствами и расходов по оплате третейского сбора.

В удовлетворении заявления было отказано. Суды посчитали, что решение третейского суда нарушает основополагающие принципы права, в частности, размер расходов по оплате третейского сбора значительно превышает размер взысканной задолженности и предусмотренный статьей 333.21 НК РФ размер госпошлины9.

Определением ВАС РФ отказано в передаче дела в Президиум для пересмотра его в порядке надзора. Как указала коллегия судей ВАС РФ, требования об уплате государственной пошлины, исходя из содержания пункта 1 статьи 333.16 НК РФ, к третейским судам не применяются.

Третейским судом взыскан третейский сбор. Однако его взыскание в сумме, значительно превышающей размер взысканной задолженности (более чем в 20 раз), представляется явно несоразмерным и противоречащим основополагающим принципам российского законодательства10.

Из приведенного дела видно, что при определении разумности размера третейского сбора также может учитываться организационно-правовая форма юридического лица. Кроме того, таким ориентиром может выступать и сумма иска, что подтверждает следующее дело.

Практика. Общество и фонд обратились в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда в части взыскания с ООО третейского сбора. Определением суда заявленные требования удовлетворены.

Суд кассационной инстанции указал, что третейский суд, определяя размер неустойки, исходил из соотношения размера начисленной неустойки и размера основного обязательства, принципа соразмерности начисленной неустойки последствиям исполнения обязательства. Это свидетельствует о соблюдении им принципов обеспечения восстановления нарушенного права и соразмерности ответственности правонарушению11.

Сложившаяся практика не позволяет сегодня однозначно прийти к выводу о каком-либо единственно правильном подходе к определению разумности при взыскании третейских расходов.

На заметку. Участникам третейского разбирательства в целях защиты своих прав при взыскании судебных расходов в третейских судах следует учитывать некоторые нюансы третейского судопроизводства и обжалования решений третейских судов.

  1. Нарушение третейским судом норм материального права не свидетельствует о нарушении им основополагающих принципов права, что, в свою очередь, не является безусловным основанием для отмены решения третейского суда12.

  2. Арбитражный суд не вправе исследовать обстоятельства, установленные третейским судом или пересматривать решение третейского суда по существу13.

  3. Если в третейском соглашении предусмотрено, что это решение является окончательным, то оно в любом случае не может быть отменено14.

  4. Несоответствие третейской оговорки и предусмотренного ею порядка формирования состава третейского суда принципу беспристрастности судебного разбирательства является безусловным основанием для признания заключенного сторонами третейского соглашения недействительным15.

  5. Отсутствие в доверенности общих полномочий, например, на заключение договора, не позволяет представителю заключать от имени и в интересах представляемого сделки, в том числе о передаче споров на рассмотрение третейского суда16.

Соседние файлы в папке Учебный год 2023-2024