Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
7
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
560.31 Кб
Скачать

Рейдерский захват в арбитражном процессе не обязательно имеет уголовно-правовые признаки

В судебной арбитражной и досудебной претензионной практике встречаются случаи неоднозначной правовой квалификации того или иного спора с точки зрения рейдерских атак. Обусловлено это отсутствием законодательного регулирования и устойчивой практики единообразного использования термина «рейдерство», о чем уже говорилось выше.

Так, в самом обыденном смысле рейдерство понимается как недружественное поглощение предприятия против воли его собственника или акционера, имеющего преимущественное положение на данном предприятии.

На мой взгляд, рассматривая названное понятие, следует сказать несколько слов и про его уголовную составляющую. Часто рейдерский захват понимается только в свете традиционного уголовно наказуемого деяния (силовой захват здания, убийства, подкуп, шантаж, подделка документов и т. д.).

В рамках арбитражной судебной и досудебной практики по рейдерским захватам не следует строго придерживаться изложенной уголовно-правовой позиции. Ведь любой рейдерский захват может вобрать в себя все известные составы преступлений, но так не дать ответа на вопрос: а был ли захват или это только уголовные преступления.

Рейдерский захват надлежит рассматривать прежде всего с точки зрения гражданского, налогового, финансового, банковского и процессуального права, а также экономических категорий как целый комплекс действий, событий, сделок и иных правовых отношений, прямо или косвенно направленных на присвоение предприятий, собственности, акций (долей) и иных активов третьих лиц.

Для предотвращения рейдерского захвата полезно проанализировать слабые места бизнеса

Современные рейдерские захваты носят взвешенный, цивилизованный, просчитанный и скрытый характер, иногда маскируясь под процедуры взыскания долгов, несостоятельности (банкротства), встречные иски, дополнительные эмиссии ценных бумаг, дробление (консолидацию) акций, реорганизацию юридических лиц и т. п.

Однако любая бизнес-структура имеет те или иные финансово-правовые признаки, которые делают ее уязвимой с точки зрения недобросовестного захвата бизнеса. Причем они являются не только благодатной почвой для исков, способствующих рейдерскому захвату, но и для всевозможных домыслов и предположений о «рейдерстве».

Неправильно выбранная организационно-правовая форма бизнеса. Ошибка в выборе организационно-правовой формы может заключаться в несоответствии этой формы локальному рынку или сегменту, в котором компания (предприниматель) выступает в качестве поставщика, производителя, исполнителя, подрядчика и т. п. Например, статус индивидуального предпринимателя сводит к минимуму возможности построения контролируемой филиальной сети в сфере торговли или производства, участия в крупных международных проектах, сделках и т.п.

Неправильная организация деятельности обособленных подразделений компании. Это касается, прежде всего, случаев, когда для устойчивой договорной дисциплины вместо обособленного подразделения в виде стационарных рабочих мест организуют экономически неэффективные филиалы или представительства. Так, для торговли мороженым и прохладительными напитками (товар в значительной степени востребован только в летний сезон) на всей территории России не обязательно создавать филиалы. Достаточно ограничить себя стационарными рабочими местами согласно НК РФ, не внося каждый раз изменения в учредительные документы юридического лица, что позволит в конечном итоге экономить финансы организации и как следствие избежать большого числа долговых исков и процедур банкротства.

Неправильная организация бухгалтерского, внутреннего управленческого и финансового учета. В большей степени данная характеристика относится к неверно выбранным системе налогообложения и способам финансово-правовой оптимизации налогового бремени предприятия.

Некоторые бизнесмены, начиная свое дело, не совсем представляют, как оно будет работать в перспективе. Неправильно организованный бухгалтерский и иной учет является причиной неграмотного бухгалтерского оформления балансов, активов, смет, реестров учредителей и акционеров, что иногда на практике порождает иски государственных органов о ликвидации бизнеса2.

При детальном анализе становится ясно, что никакого рейдерского захвата вовсе нет – есть некачественный бухгалтерский и иной учет, а также отсутствие контроля оплаты уставного капитала и его взаимо-связь с чистыми активами.

Фидуциарный бизнес и иски к «друзьям по жизни и товарищам». В предпринимательской среде указанный бизнес именуется также «доверительным», «семейным», «дружеским». Его главная особенность – простота, доверие по принципу «сказал – сделал».

Очевидно, что данный способ ведения бизнеса крайне уязвим со всех сторон. Фидуциарный бизнес часто сталкивается с так называемыми несуществующими денежными обязательствами, а в перспективе – исками в арбитражный суд из неосновательного обогащения, когда, например, стороны на основании доверительных отношений оговорили все существенные условия, одна сторона полностью оплатила поставку, а вторая, воспользовавшись «чувствами и доверием» другой стороны, «забыла» подписать договор, поставить товар. Из доказательственной базы по таким делам – только платежное поручение, несуществующее гражданско-правовое обязательство (неподписанный договор) и претензия. Трудности в процессе доказывания могут возникнуть при обосновании того факта, что данная сделка является заключенной и что она не является фикцией – несуществующим обязательством. В таком случае стоит линию защиты строить исходя из института возникновения обязательств вследствие неосновательного обогащения3.

Как возникают такие судебные процессы? Доверие одной стороны «покупают» безупречными личными отношениями с другой стороной, а также надлежащим исполнением договорных обязательств в течение одного, двух лет. В нужный момент либо не подписывают договоры, либо не перечисляют деньги, либо юридическое лицо ликвидируют, а гражданско-правовое обязательство прекращается без перехода прав и обязанностей по сделке4.

Соседние файлы в папке Учебный год 2023-2024