Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ekzamen.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
19.12.2023
Размер:
3.86 Mб
Скачать

78.Доброкачественные и злокачественные опухоли. Механизмы инфильтративного и деструктивного роста. Метастазирование.

Злокачественные опухоли прорастают не только стенки сосудов, но окружающие ткани, разрушая их. Это свойство, как и способность опухолевых клеток легко отрываться от соседних клеток, связана с повышением их ферментативной (протеолитической) активности и снижением

плотности (сцепления) межклеточных контактов. Метастазирование (отрыв опухолевых клеток от первичного очага и их распространение по организму с образованием дочерних опухолей) происходит следующими путями: 1) лимфогенно – по путям лимфоотока в регионарные лимфатические узлы; 2) через интерстициальную жидкость (метастазирование в ближайшие органы); 3) периневрально; 4) гематогенно (метастазирование в отдаленные органы). Наиболее опасен гематогенный путь метастазирования, поскольку в этом случае дочерние опухоли могут образовываться в любом органе, часто именно наличие метастазов становится причиной неоперабельности больного. В других случаях метастазы не выявляют при обследовании пациента перед операцией, впоследствии они становятся причиной рецидива заболевания. Метастазирование опухоли неразрывно связано с механизмами инвазии, поскольку для попадания опухолевых клеток в лимфу, кровь или интерстициальное пространство они должны пройти через несколько барьеров, в частности через экстрацеллюлярный матрикс. Выделяют следующие этапы метастазирования:1) ангиогенез в опухоли; 2) инвазия оторвавшихся от первичного опухолевого очага опухолевых клеток в окружающие ткани, интерстициальное пространство и сосуды; 3) циркуляция этих клеток в крови и лимфе.

79.Опухолевая прогрессия, ее клиническое значение. Взаимодействие опухоли и организма: механизмы опухолевой кахексии и рецидивирования.

Рецидивирование (от лат. recidivus – возвращающийся, возобновляющийся) – повторное развитие опухоли, возникающее обычно после неполного удаления опухоли либо в результате имплантации как опухолевых клеток, так и онкогенов в окружающие нормальные ткани.

Кахексия (kachexia, от греч. kacos – плохой, hexis – состояние), или общая атрофия, – синдром истощения организма, характеризующийся резко выраженными общим исхуданием, физической слабостью, снижением функционирования жизнеобеспечивающих регуляторных (нервной, эндокринной, иммунной, гуморальной, генетической), исполнительных (сердечно-сосудистой, кроветворной, пищеварительной и др.) и метаболических (снижение синтеза РНК, фактора некроза опухоли, каталазы и др.) систем. Прогрессивно нарастающее падение массы тела возникает главным образом из-за истощения мышечной ткани и жировых депо.

80.Иммунные и неиммунные механизмы бластоморезистентности.

Микрофлора ротовой полости находится в постоянном взаимодействии с разнообразными защитными факторами, образующимися в полости рта.

При попадании сложного комплексного антигена (АГ), например – бактериальной клетки или вируса в ротовую полость, защитные реакции развертываются по иммунным и неиммунным механизмам.

Неспецифические механизмы защиты

Важнейшую роль в предохранении ротовой полости от воздействия микроорганизмов играют слюна, а также барьерная функция клеток слизистой оболочки и подслизистого слоя. Поток слюны удаляет углеводы с поверхности зубов. За сутки слюнные железы секретируют от 0,5 до 2,0 л слюны. В состав слюны входит наиболее мощный бикарбонатный буфер, который поддерживает рН ротовой полости в пределах 6,7-7,3. Однако через зубную бляшку компоненты слюны диффундируют медленно, поэтому в центре бляшки рН может снижаться до 5,0 и ниже.

Окислительно-восстановительный (редокс) потенциал существенно влияет как на протекание ферментативных реакций в полости рта, так и на рост и развитие микробных популяций. Его величина сильно зависит от концентрации молекулярного кислорода. 

Гуморальными факторами неспецифической защиты полости рта являются муцины, гликопротеины, лактоферрин, лизоцим, пероксидаза, гистатины и цистатины. Они входят в состав слюны и десневой жидкости.

Муцины – это высокополимерные гликопротеины, продуцирующиеся главным образом подчелюстной и подъязычной слюнными железами

Гликопротеины слюны блокируют адгезию бактерий к тканям ротовой полости.

Лизоцим (мурамидаза) гидролизует гликозидные связи между ацетил-глюкозамином и ацетилмурамовой кислотой в муреине, что приводит к разрушению клеточной стенки бактерий.

Также лизоцим может связывать одновалентные анионы (тиоцианат, перхлорат, йодиды, бромиды, фториды и т.д.). Такой комплекс дополнительно дестабилизирует оболочку бактериальных клеток. Это приводит к активации автолизинов с гибелью микроорганизмов.

Лактоферрин – железосодержащий транспортный белок, который синтезируется в гранулоцитах. Антимикробное действие лактоферрина обеспечивается его способностью связывать катионы железа, необходимые для роста и размножения бактерий. Наблюдается синергизм антимикробного действия лактоферрина с антителами.

Лишенный катионов железа лактоферрин (аполактоферрин) способен прямо агглютинировать кариесогенные микроорганизмы (S. mutans, P. gingivalis, Actinobacillus actinomycetemcomitans).

Пероксидаза слюны препятствует развитию зубного налета, прогрессированию гингивита и кариеса. Это термостабильный фермент, который в комплексе с перекисью водорода проявляет бактерицидное действие. Он устойчив к действию пищеварительных ферментов, активен в широком диапазоне рН от 3,0 до 7,0.

Гистатины (гистидин-содержащие пептиды) – это семейство небольших основных пептидов молекулярной массой 3-5 кДа. Они образуются в ацинарных клетках.

Цистатины представляют собой цистеин-содержащие фосфопротеины, которые попадают в ротовую полость через десневую жидкость. Они блокируют цистеиновые протеазы патогенных бактерий.

Соседние файлы в предмете Патологическая физиология